Лучший педагог года

Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»

Анна Кругликова
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»

Во всем мире заикается от 2 до 3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данного речевого нарушения с другими физиологическими расстройствами – гиперактивностью, тиками, головными болями, энурезом, снохождением и пр. Заикание – это сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, что обусловлено судорожной активностью мышц речевого аппарата. Речь не отделима от коммуникации, взаимодействия с другими людьми, поэтому заикание можно рассматривать как нарушение речевого общения. При абсолютной сохранности всех органов речи заикающиеся дети в значимых ситуациях общения затрудняются свободно говорить или не могут высказаться совсем. Обычно заикание протекает волнообразно и ситуативно, и его проявления во многом зависят от условий коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что в каждом дошкольном образовательном учреждении есть такие дети. Часто возникает вопрос, как быть с ними, какую помощь обычный воспитатель может оказать заикающемуся ребенку и должен ли он эту помощь оказывать? Прежде чем ответить, попытаемся определить: а какой он – ребенок с заиканием?

Публикация «Консультация для родителей „Ребенок заикается: как быть?“» размещена в разделах

Первое, что важно сказать, ребенок с заиканием – это самый обычный ребенок. Отнести детей с заиканием к группе детей с ограниченными возможностями здоровья можно лишь условно, определяя для них особые образовательные условия в группах компенсирующей направленности. Но таких групп в дошкольном образовании России очень мало. В эти группы дети зачисляются после обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, по итогам которой оформляется заключение, и даются рекомендации по организации образовательных условий. Именно ПМПК, учитывая рекомендации разных специалистов, определяют, нуждается ли заикающийся ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольном учреждении или таковых не требуется.

Большинство заикающихся дошкольников посещают детские сады в условиях стихийной инклюзии – в группах общеобразовательной направленности. С одной стороны, дети с заиканием реально могут осваивать основную образовательную программу. Но также они должны получать специализированную помощь учителя-логопеда (а его часто в детском саду не оказывается). С другой стороны, если дети имеют выраженное заикание, то их речь может оказывать влияние на речь других детей группы – они перенимают запинки по подражанию. И такие случаи бывают, тогда родители сверстников начинают жаловаться, что их дети обнаруживают речевые запинки. Поэтому разрешение данного противоречия – проблема далеко не простая.

Нельзя не сказать еще об одном: иногда социально-психологические условия пребывания ребенка в детском саду приводят к появлению у него заикания. Причиной, а вернее, пусковым механизмом, здесь выступают либо сами условия коллективного воспитания, нарушающие благоприятное психоэмоциональное состояние детей (дезадаптация на фоне слабости защитных сил организма). Либо дидактогения – любые формы психологического насилия со стороны педагогов (угрозы, жесткие наказания, авторитаризм обучения социальным навыкам и т. п.). Но это тема отдельного разговора.

Дети с заиканием – это обычные дошкольники, имеющие возрастные психологические особенности, практически не отличающие их от сверстников. В то же время им свойственны некоторые особенности коммуникативно-речевого и игрового поведения.

Что же делать воспитателю общеразвивающей группы, если ее посещает ребенок с заиканием? Попытаемся сформулировать некоторые принципиальные позиции по этому вопросу.

Первое. Воспитатель должен собрать максимально полную информацию о том, каков стаж и причина заикания, как ребенок реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли ребенок коррекционную помощь за пределами детского сада (изучение педагогической и медицинской документации, анкетирование родителей, беседы с ними, беседа с ребенком). Если в данном образовательном учреждении есть учитель-логопед, воспитатель направляет к нему родителей ребенка и в дальнейшем пользуется информацией, полученной специалистом.

Второе. Воспитатель должен быть осведомлен в том, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и сам придерживается его в общении с ребенком. Речевой режим как некие «правила речи» определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком. К различным типам речевого режима относятся: «режим молчания» (отсутствие речи, организуется деятельность, исключающая речевое общение, «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы, «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).

Третье. Воспитатели, как и родители, должны овладеть особыми правилами речи, чтобы во взаимодействии с ребенком демонстрировать ему необходимые образцы. При введении в общение щадящего речевого режима соблюдаются правила: говорить следует спокойно, неторопливо, в замедленном темпе, четко проговаривая все гласные звуки, которые произносятся с утрированно открытым ртом, с активной работой губ и соблюдением артикуляторного уклада.

В повседневном общении воспитателю поможет знание некоторых педагогических приемов, позволяющих ребенку с заиканием ощущать поддержку :

• как можно меньше замечать запинки в речи ребенка, не произносить (и запрещать другим) слова «заикание», «заикается», «запинки»;

• не делать ребенку замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи;

• разговаривать с ребенком, соблюдая правила, неторопливо, размеренно, не задавать много вопросов;

• не обращать внимания на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учить других детей;

• предупреждать и не допускать случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение;

• в процессе общения с ребенком дать ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит;

• предоставлять ребенку возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивать, не торопить, поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком;

• поощрять и хвалить ребенка как можно чаще, даже если у него что-то не получается;

• на занятиях с заикающимся ребенком учитывать его интересы, поощрять самостоятельность, поддерживать его инициативу в игре;

• не требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Так как заикание – одно из самых стойких и тяжелых нарушений речи, затрагивающее и речь, и другие сферы жизнедеятельности ребенка (соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, социально-личностную, – то важно иметь в виду, что остановить дальнейшее его усугубление и прогрессирование можно при раннем выявлении и своевременном начале коррекционной психолого-педагогической помощи и тесном сотрудничестве специалистов и родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» К концу учебного года перед многими родителями встает вопрос, когда же отдать ребенка в школу с 6 лет или с 7? стоит ли «засиживаться» в.

Что делать, если ребенок плохо ест? Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе? Как облегчить адаптацию» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш.

Консультация для родителей «Как быть здоровым душой и телом» Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: "деньги", "золото", "машины" и.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка быть терпеливым». Часто встречаясь с мамами и детьми на улице, в магазине, на детских площадках мы орущих, топающих ногами малышей. Нетерпеливый и несдержанный.

Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?» Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими.

Консультация для воспитателей «Тревожный ребенок: как быть?» Что такое тревога и тревожность? Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,.

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?»Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Почему ребенок заикается Почему ребенок заикается? Речь является одной из наиболее сложных функций мозга, слагаясь из лингвистических, когнитивных и сенсорно-моторных.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 22:39
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД