МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»

Тамара Ивановна Аликина
Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – основным видам речевой деятельности.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

• является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их);

Публикация «Консультация для педагогов „Речь — коммуникативная компетенция ребенка“» размещена в разделах

• является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

• используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц ( человек как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать, соперничать).

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Такие условия возникают, прежде всего в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. В. Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это "дар природы". Чтобы дар природный развивался, стал умением "произносить слова и строить фразы", необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно.

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Эффективность реализации речевой активности детей зависит от внимания педагога к развитию речи, его умение грамотно выстроить педагогический процесс, направленный она своевременное освоение родного языка, который является средства коммуникативной компетентности ребенка.

Коммуникативная компетентность включает в себя :

•овладение разговорной речью и свободное общение с близкими взрослыми и детьми; в диалоге активно высказываться, уметь привлечь к себе внимание собеседника, интересоваться высказываниями партнера, отвечать на них словом, действием; выражать мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;

•проявление интереса к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;

•употребление в высказываниях различных частей речи, эпитетов, сравнений, синонимов;

•проявление интереса к словотворчеству;

•ориентирование в разных ситуациях общения;

•владение интонационной выразительностью (темп, ритм, громкость речи и т. д.);

•умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

•адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).

Осваивая язык, ребенок не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний).

Он учиться правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Осваивает эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, дошкольник, прежде всего в играх со звуками, рифмами, смыслами; он экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально- смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны слова, словарного состава, грамматического строя языка. Одной из важнейших составных частей в работе над общеречевой деятельностью является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретной ситуации, овладел основными коммуникативными способностями.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – основным видам речевой деятельности.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

•является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их);

• является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

•используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц ( человек как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать, соперничать).

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Такие условия возникают, прежде всего в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. В. Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это "дар природы". Чтобы дар природный развивался, стал умением "произносить слова и строить фразы", необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно. "Ни искусство, ни мудрость, - утверждал Демокрит, великий философ древности, - не могут быть достигнуты, если им не учиться". Овладение родным языком важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Эффективность реализации речевой активности детей зависит от внимания педагога к развитию речи, его умение грамотно выстроить педагогический процесс, направленный она своевременное освоение родного языка, который является средства коммуникативной компетентности ребенка.

Коммуникативная компетентность включает в себя :

•овладение разговорной речью и свободное общение с близкими взрослыми и детьми; в диалоге активно высказываться, уметь привлечь к себе внимание собеседника, интересоваться высказываниями партнера, отвечать на них словом, действием; выражать мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;

•проявление интереса к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;

•употребление в высказываниях различных частей речи, эпитетов, сравнений, синонимов;

•проявление интереса к словотворчеству;

•ориентирование в разных ситуациях общения;

• владение интонационной выразительностью (темп, ритм, громкость речи и т. д.);

•умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

•адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).

Осваивая язык, ребенок учиться правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Осваивает эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, дошкольник, прежде всего в играх со звуками, рифмами, смыслами; он экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты. В такой форме ребенок познает языковые закономерности, приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально- смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны слова, словарного состава, грамматического строя языка. Развитие образной речи способствует воспитанию интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретной ситуации, овладел основными коммуникативными способностями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет)Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет) Предлагаю на рассмотрение «Экологическую мозаику». Игра понравилась детям, её высоко оценили коллеги. Автор: воспитатель Чекмарёва Светлана.

В чём причина задержки развития речи у ребёнка трех лет Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Совершенствование речи, т. е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 00:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД