Речь — основной компонент психического и личностного развития ребенка в процессе игровой деятельности

Елена Бардычева
Речь — основной компонент психического и личностного развития ребенка в процессе игровой деятельности

РЕЧЬ – ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На этапе дошкольного детства определяется новая социальная ситуация развития, Руководящей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Игра является руководящей деятельностью ребенка не потому, что занимает более всего свободного от сна времени в его жизни, а потому, что предопределяет самые важные изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и привычками).

Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на психическое и личностное развитие.

Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего развивается произвольное восприятие,внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия.

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

Игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка.

В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование).

В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. О ней М. Горький писал: «В игре словом ребенок познает тонкости родного языка». К. И. Чуковский в своей книги «От Двух до пяти» указал на связь между развитием речи ребенка и развитием движения, игры. У самых маленьких автор устанавливает связь между ритмическими прыжками и стремлением к рифмованию слов.

В процессе содержательной игры создаются предпосылки для развития связной речи и мышления.

О взаимоотношении у детей языка мышления И. М Сеченов писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время и говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ».

В процессе игры, особенно сюжетной, строительной, когда ребенок хочет выполнить задуманную постройку, он все время говорит. Характерной чертой речи ребенка во время целенаправленной игры является наличие в ней многих вопросов, которые возникают как результат и свидетельство детских дум в деятельности общении.

Речь ребенка в процессе такой игры как бы двигает игру; ребенок обдумывает свои действия, они приобретают целенаправленные характер.

Воображение способствует развитию связной речи, разговору о новой ситуации.

Приподнятое настроение, интерес к игре вызывает у ребенка потребность говорить.

Дети, пользуясь в разнообразных творческих играх обобщающими словами, о смысле которых они узнали, участвуя в дидактических играх, в беседах после чтения, закрепляют эти слова в сознании, определяют ими свои действия.

В процессе игры у детей создаться предпосылки для развития правильных рассуждений, особенно в тех случаях, когда они оперируют знакомым материалом.

Ребенок старшего и даже дошкольного возраста хочет знать не только название вещи, но и её особенности и назначение: откуда она взялась, из чего сделана, как сделана.

Речевые области формируются также под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

В игре так же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Готовность ребёнка к школе – это своеобразный многослойный «пирог», который складывается из «коржей», «пропитки» и «украшений» Психологические.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Речь — основной компонент психического и личностного развития ребенка в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 13:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей»
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Фотоотчет о праздновании пасхальной недели в старшей группе
Пасха – самый радостный и самый большой праздник христиан. И природа ликует, все вокруг зацветает и оживает. Народные праздники знакомят детей с традициями и...