Речь. Проблемы и пути решения. Мои рассуждения на тему обеднения, скудости речи у детей.

Галина Шишкина
Речь. Проблемы и пути решения. Мои рассуждения на тему обеднения, скудости речи у детей.

Развитие и становление речи, на мой взгляд, можно сравнить с периодами развития человека. Зарождение ребенка – это начало зарождения жизни на земле. Зародыш чувствует, но не может говорить. Так и жизнь на земле зарождается, но знаковой системы нет, нет еще речевого аппарата у особей, которые населяют нашу планету. Затем ребенок рождается, он может выражать свои чувства какими-то звуками, но это еще не речь. На планете появляются разумные существа, но их общение сводится к отдельным звукам, жестам. Ребенок растет, развивается, бессмысленны звуки, становятся более осмысленными, появляется лепет. Так и первобытные люди научились общаться между собой с помощью звуков, жестов, выражающих определенные эмоции, желания, которые понимают все члены сообщества. Появляются зачатки речи у ребенка и в первобытном обществе. Общество становится на более высокую ступень развития – появляется речь как таковая и лепет ребенка также превращается в членораздельную речь. Сначала ребенок говорит лишь отдельные слова. Фразы еще не доступны его слаборазвитому голосовому аппарату. Так и первобытные люди, общаются лишь с помощью отдельных слов. На мой взгляд, в речи сначала появились существительные и глаголы. Человек еще не был поэтом, романтиком, чтобы изобрести другие слова, обозначающие тончайшие чувства. Время идет, эволюция продолжается, люди замечают красоту природы, учатся выражать свои чувства не жестами, а словами. Так и ребенок, его словарный запас расширяется, он учится говорить небольшие предложения. В его словарном багаже появляются слова передающие чувства, эмоции, переживания. Развивается общество, расширяется кругозор человечества. Появляются первые поэты, появляются первые влюбленные, ведь все влюбленные - поэты. Это не мной доказано. Так вот я считаю, что мы имеем такой богатый язык лишь потому, что в мире появилась любовь. Это поэты с тончайшей организацией души придумали сравнения, эпитеты, определения. Слова, благодаря которым человек может выразить любое чувство, любое желание. Параллель, я думаю, ясна и дальше нет смысла описывать развитие человека и общества в целом. Я лишь хочу подчеркнуть, что согласно выдвинутому мной предположению речь, как продукт общения постепенно отмирает. И с этим ничего поделать нельзя. Расцвет речевой культуры, по-моему, пришелся на XIIIV- век. А сейчас наступает закат этой культуры. Поэтому и говорим мы об обеднении речи, поэтому и обеспокоены этим явлением. Но…

Более высокий уровень развития, как не странно, ведет к тому, что речь становится лишь носителем информации. Так что в недалеком будущем мы вернемся лишь к отдельным звукам, а может быть, человечество научится общаться телепатически и голосовое общение, как таковое, исчезнет вообще. Может быть, это и из мира фантастики, но угроза вымирания речи, если так можно сказать, существует.

Давайте, вспомним золотой век развития речевого общения - век 19. Как общался человек с человеком тогда? Непосредственно, т. е. лично и опосредованно, т. е. через письмо. Эпистолярный жанр в 19 веке процветал, процветала литература вообще. Простое письмо содержало так много эпитетов, сравнений, изобиловало прекрасными словами, передающими все тонкости человеческих переживаний, страстей. Человек говорил много, говорил красиво, потому что модно было читать, да и было что читать. Великие писатели и поэты России и мира были доступны всем грамотным людям России. Фольклор распространен был повсеместно. Устное народное творчество- это образец прекрасной красивой речи. Ребенок с младенчества впитывал красоту, богатство, образность языка. Он слушал колыбельные, потешки, шутки, прибаутки, сказки. Красота и многообразие речи были неотъемлемой частью жизни. Писателя, поэты создавали прекрасные произведения для детей. Всему миру известны произведения для детей Пушкина, Толстого, Некрасова, Тютчева, Фета, Андерсена, сказки братьев Гримм, Джанни Родари и других. Читая или слушая эти шедевры мировой классики, мог ли ребенок не полюбить литературу? Мог ли не проникнуться красотой языка? И мог ли он говорить: «это, круто, жестко», описывая свои впечатления, переживания? Конечно, же, нет.

Но время не стоит на месте. 20 век широкими шагами двигался вперед, по пути прогресса. Появляется телеграф, передача сообщений, которая проходит через него, при минимуме знаков должна нести максимум информации. На первый план выходят слова точные, отходит на второй план витиеватость, цветистость речи, так свойственная 19 веку. Затем появляется телефон, который тоже не прибавил речи красоты. Эпистолярный жанр еще не отмирает, но заметно сдает свои позиции. Письмо становится более деловым, менее передающим переживания, настроения, оно несет лишь информацию, факты, другими словами письмо становится более лаконичным.

Тем не менее, литература живет полной жизнью, она интересна, многообразна. Человек читающий, может окунуться в мир страстей, почувствовать индивидуализм героев, их трагедию, или, наоборот, счастье и т. д. Лучшие писатели России и мира создают замечательные произведения для детей. Это и Барто, и Чуковский, Берестов, Носов, Киплинг, Бианки, Пришвин и т. д. Юный читатель воспитывался на их замечательных произведениях, а значит, и умел красиво говорить, точно выражать свои мысли. С середины 20 века кино, телевидение широкими шагами вошло в жизнь. Телевизор стал обыденным предметом домашней жизни. Теперь можно было не просиживать за книгой долгие часы. То же произведение стало возможным увидеть и услышать. Правда пропала возможность увидеть героев такими, какими хотели бы видеть вы сами. Самому оценить поступки героев, сделать какие-то выводы. Все подавалось на экране в уже готовом виде. Воображению уже нет возможности разыграться в полную силу. Беднее становится и речь героев телефильмов. Так как в виду дефицита экранного времени, нет возможности говорить пространно. Эпистолярный жанр почти исчезает, так как всегда можно позвонить по телефону. Ведь всегда лучше услышать живой человеческий голос, почувствовать настроение собеседника, чем читать скупые строки письма.

Таким образом, появление кино, телевидения привело к тому, что, читать стали меньше. Грамотность резко снизилась, речь стала менее выразительной, однообразной.

Конец 20 начало 21 века – бум информационных технологий. На сцену выходит знаковая система, система символов. Общение сводится к системе человек - машина. Это общение через Интернет, СМС - общение. Данная система требует краткости, минимизации символов, знаков. Слова - определения, сравнения, эпитеты и т. д. становятся лишними, не нужными отмирают, выпадают из активного словаря.

Вместе с тем и литература становится более деловой, исчезают пространные описания красот природы, передача тонкостей человеческой натуры. Возьмите любое произведение «классика» (они так себя не стесняются называть) современного чтива, я не могу современную писанину назвать высоким словом литература. Что мы увидим там? Только сухое изложение фактов, перечисление событий и действий. Ни тебе природных красот, ни описаний чувств. Ведь читателю это не интересно! (А, на мой взгляд, таланта просто у писаки нет). Современные мамы и папы читают бесконечные, любовные романы или детективы. И что, обогащается их речь? Они забывают и то, что знали. Сразу же на ум приходит Эллочка из бессмертного романа Ильфа и Петрова с ее «богатейшим» разговорным словарем.

В связи со всем вышеперечисленным, становится понятным, почему обедняется и разговорная речь. В активной речи современного ребенка-дошкольника, школьника слова, обозначающие предмет и действия с предметом, т. е. слова- существительные и глаголы. Молодое поколение родителей также отличается «косностью» речи. Ребенок обучается речи при общении, впитывает те образцы, которые слышит с младенчества. А что он слышит? Мать почти не разговаривает с ним, т. к. ей некогда общаться. Она занимается ребенком в перерывах между просмотром очередного сериала. Читают ребенку перед сном, правда, не всегда. Рассказывания, как такового почти нет. Если раньше детям рассказывали сказки, различные истории не только бабушки, но и родители, то теперь даже бабушки предпочитают быстро прочитать что-нибудь ребенку на сон грядущий и все. Не пересказывают сказки, не рассказывают. Откуда же ребенок будет любить книгу, хорошо и правильно, красиво говорить, писать в конечном итоге без ошибок? Нет у него привычки ко всему этому, нет у него образца, он даже не умеет слушать художественный текст. Ему скучно, он не понимает о чем идет речь, потому что у него не развито творческое воображение, он не может представить, увидеть мысленно, то о чем ему читают.

Кроме того, послушайте как-нибудь речь окружающих вас людей, послушайте, как говорят публичные люди, политики, артисты, нового поколения. Что вы услышите? Сленг и все. Ненормативная лексика слышится с экрана телевизора очень часто, кроме того, тюремный жаргон очень популярен у некоторых ведущих ток - шоу, артистов, политиков. Они так привыкли к жаргону, что даже и не замечают, наверное, что говорят не на бандитской сходке, а в студии или на заседании Госдумы, например. Нормального, чистого, хорошего русского языка вы не услышите. Очень редко с экрана телевизора можно насладиться красивой правильной речью. Она как редчайшая драгоценность сейчас. В дошкольные учреждения, школы пришло поколение безграмотных педагогов. Как безобразно они говорят? Сплошное «да, вот, это» плюс неправильная постановка ударения, неправильное произношение. Лично я не могу следить за ходом разговора, если собеседник говорит безграмотно, употребляет слова-паразиты. Я начинаю считать все его ляпсусы. Наше поколение воспитано на настоящей, высокой литературе. Но мы уйдем, и что останется? Я в молодости читала фантастический роман, к сожалению, не помню ни автора, ни названия, ни даже о чем он. Но помню эпизод, поразивший и возмутивший меня. Там говорилось о том, что на Землю прилетели инопланетяне, а люди на Земле вернулись к жизни первобытных людей, потому что разучились что-либо делать сами и разучились говорить в том числе. Так вот, сейчас меня не возмущает данный эпизод, а с болью в сердце я думаю, неужели такое возможно? Ведь на лицо деградация, дебилизация общества. И не только нашего, российского, но и мирового сообщества в целом.

Таким образом, причины обеднения речи существуют и мы выяснили, что одни из них – субъективные, и мы ничего с этим сделать не можем. Другие – объективные и на них мы можем как-то повлиять. Как следствие негативных факторов главные проблемы речевого общения - это:

Скудный словарный запас.

Косноязычие.

Множественные дефекты речи у детей.

Задержка речевого развития.

Слова- паразиты.

Засилье «американизмов», слов иностранного происхождения.

Есть ли какой-либо выход? Можно ли в современных условиях научить ребенка красиво говорить и любить книгу? Конечно, можно, если объединить усилия семьи, детского сада, школы. То есть, объединиться на борьбу за читающего ребенка всем миром.

1. Нужна государственная заинтересованность в грамотном, читающем поколении. Нужно, чтобы деньги не затмевали разум, чтобы во главу угла был поставлен не золотой телец, а дети. И чтобы вспомнили, наконец, что они – дети - будущее нашей страны, наше с вами будущее. И финансироваться все, что касается детей должно в первую очередь и в полном объеме.

Но пока, к моему великому сожалению, всего этого нет.

2. В программы всех учебных заведений, начиная с детского сада и заканчивая академиями, должен быть, введен предмет «Риторика» для изучения тонкостей человеческой речи и способов их передачи.

3. В школах и ДОУ должны работать только педагоги, владеющие культурой речевого общения, т. е. говорящие на литературном языке, а не на сленге.

4. Так как правильная речь формируется с детства, в детских садах проблеме развития речи должно быть уделено особое внимание.

5. Нужна активная пропаганда книг, хороших, а не однодневок, заполонивших книжные прилавки. Детские книги должны быть не только красочными, но и удобочитаемыми, т. е. текст должен быть высокого художественного уровня. Не должно быть усеченных текстов. Сказки, рассказы - это не комиксы. Они не должны быть приложением к красочному, часто низко художественному, изображению. Книги, особенно детские, должны быть доступными по цене.

6. Пора уже ввести не цензуру (уж очень не любят этого слова современные «пророки» в нашем отечестве, но комитет по качеству, например. А создателей наиболее безнравственных программ просто обязать, чтобы их дети или дети ближайших родственников в обязательном порядке просматривали их продукцию. Может быть, тогда с экранов телевизоров исчезнет пошлость и бандитская речь.

7. Нужно, чтобы экраны телевизоров не заполняли боевики, триллеры, бесконечные американские мультфильмы. Ведь такие фильмы, кроме очень скудного, часто бандитского, грубого лексикона, несут еще и агрессию, воспитывают ребенка «толстокожим», не восприимчивым к чужой боли, беде. Они превращают ребенка в робота, не думающего, ничего не чувствующего.

8. Нужны хорошие, добрые детские фильмы, фильмы – сказки, мультипликационные фильмы, программы. Наши - российские, советские, герои которых говорят правильно, красиво. Программы, которые научат ребенка думать, искать в обычном - сказку, покажут многообразие человеческой речи. Программы, где нет агрессии, а есть добро и понимание. Программы, посмотрев которые ребенок захочет узнать больше и потянется к книге.

9. Нужен закон, запрещающий употребление иностранных слов там, где есть эквивалент русского языка. Собственно закон-то есть, но только не соблюдает его никто и в первую очередь сами законодатели, политики, члены правительства, так называемые интеллигенты, артистическая тусовка, люди искусства. Все должны соблюдать закон сверху донизу. И ответственность за его нарушение должна быть не иллюзорная, а ощутимо финансовая.

10. Очень важна и актуальна работа с родителями, работа с детьми в детском саду и в школе. Книга должна сопровождать ребенка всюду. Нужна целенаправленная работа с родителями, их просвещение. Нужно советовать им, что читать, как читать, когда читать. Нужно, чтобы ребенок научился понимать красоту и неповторимость хорошего, настоящего литературного произведения. Чтобы он постоянно слышал правильную, грамотную речь. Нужно, чтобы с ребенком много разговаривали, рассказывали ему сказки. Тогда и научится ребенок читать, и будет делать это с удовольствием. Тогда Россия снова станет самой читающей страной в мире.

Наверное, обеднение речи и дальше будет происходить. Ведь если бы встретились два человека, один из века 19, а другим был бы наш современник, то они с большим трудом понимали бы друг друга. И это правильно, это закономерный исторический процесс. У каждого времени своя лексика, свои обороты речи. Даже значения слов со временем меняется. Но одно остается неизменным - человек должен уметь четко и ясно излагать свои мысли, выражаться понятно. А это будет происходить лишь тогда, когда человек будет много знать. Знания же мы получаем из книг. Все основы знаний - это книги. Многие, может быть, не согласятся со мной. Будут доказывать, что знания можно получать и через компьютер, например. Конечно, но для этого все равно нужно уметь читать.

Так каков же из всего сказанного можно сделать вывод? А вывод один - читать, читать и читать и говорить с ребенком много и правильно.

И самый последний штрих - дети 20-30 лет назад начинали говорить намного раньше детей современных, дефектов речи было намного меньше. Стоит задуматься над этим всем!

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Еда, продукты питания
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Речь. Проблемы и пути решения. Мои рассуждения на тему обеднения, скудости речи у детей.
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 13:24
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...