Речевая готовность к школе

Оксана Василискова
Речевая готовность к школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

На момент поступления ребенка в школу должны быть сформированы все психические процессы. Существенную роль играет речевая готовность к обучению в школе. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом

Какие показатели готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, св, з, зв, ц, ш, ж, ч, щ, р, рв, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребёнка при произношении.

Рекомендуется примерный ряд слов:

С - сын, сова, коса, усы, носы;

СЬ - семь, синий, такси,, гуси;

З - зубы, замок, коза, зонт;

ЗЬ – зима, земляника, зебра, газета;

Ц – цапля, цепь, яйцо, лицо. цветок, ;

Ш – шина, шуба, машина, шкаф, малыши;

Ж – жук, жаба, ножи;

Щ – щенок, щавель, овощи, вещь, ;

Ч – чайка, часы, очки, ночь;

Л – лак, пила, молоко, пол;

ЛЬ – лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;

Р – рак, рука, корова, баран, пар, комар;

РЬ – река, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

Обратитесь к логопеду,если в чем-то есть сомнения.

Для исследования словарного запаса применяются следующие обобщающие понятия:

Название предметов, относящихся к различным группам, например:одежда,обувь,цветы, деревья, виды транспорта. и другое.

С целью проверки связной речи можно попросить ребенка, что он видит на картинке? Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать у него о важных для него событиях, слушать внимательно и если у ребенка что-то не получается, задавать ему вопросы наводящие. Очень хорошо развивает речь составление рассказов по серии сюжетных картинок. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу. Все эти способы помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Школьники с несформированной звуковой стороной речи испытывают трудности в обучении. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Советы родителям:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью.

3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка.

4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

У ребёнка от 3 до 6 лет происходит совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.

Публикации по теме:

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Речевая готовность к школе
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 20:22
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...