Папки-передвижки

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Оксана Станиславовна Крохалевская
Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Содержание развития опыта речевого общения дошкольников, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательных областях «социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие» (ФГОС дошкольного образования).

Публикация «Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком» размещена в разделах

В социально-коммуникативном развитии можно выделить следующие частные задачи:

- «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками».

Важным является формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими людьми как залога их дальнейшего благополучного развития, что возможно, прежде всего, в условиях общения, на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом.

Речевое развитие включает в себя:

- «владение речью как средством общения и культуры».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе, поэтому большое значение имеет развитие всех сторон речи. Становление диалога, полилога и монолога как форм общения требует формирования собственно речи (фонетико-фонематические и лексико- грамматические компоненты, речевого этикета (элементарные нормы и правила ведения диалога, речь соответствует теме, умение завершать разговор и т. д., адекватное использование невербальных средств общения (мимика, жесты). Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе.

На каждом последующем этапе развития, в процессе овладения речью, перед дошкольником в различных видах деятельности возникает все больше задач (познавательных, регулятивных и т. д., для решения которых требуется обращение к речевому общению. Следовательно, последовательно и одновременно формируются средства для реализации речевого замысла (система языковых знаков, а также приемы и способы речевого общения.

Растущая потребность в общении стимулирует накопление и развитие у ребенка речевых умений и навыков (расширяется количественный состав лексических единиц, усложняется структура предложений, совершенствуются текстовые умения). К началу школьного обучения у детей старшего дошкольного возраста совершенствуются речевые умения и навыки, которые способствуют структурному (умение начинать и завершать рассказ, не отступать от темы и т. д.) и смысловому (умение раскрывать основную идею, подбирать лексические единицы с учетом тематического единства и т. д.) оформлению высказываний в разных формах – в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

К таким речевым навыкам и умениям можно отнести:

-отчетливое и правильное произношение всех звуков и слов родного языка, соответствующие нормам реализации речи (орфоэпические, акцентологические и т. д.);

-умение отбирать для высказывания подходящее по смыслу слово (например, из синонимичного ряда выбрать нужное слово: идти, плестись, волочиться, тащиться, мчаться, бежать и т. д.)

-построение словосочетаний и различных типов простых и сложных предложений, соответствующие закономерностям языка;

-реализовывать текстовые умения в различных типах речи (описание, повествование, элементы рассуждения, соответствующие коммуникативно-целесообразной речи, условиям и целям сообщения.

Перечисленные выше умения помогают обеспечить один из видов речевой деятельности –говорение.

Можно очертить еще круг навыков и умений, которые обеспечивают реализацию и овладению еще одним видом речевой деятельности – слушание:

-умение понимать предмет речи;

-умение определять интонационную сторону высказывания и тем самым определять с какой целью вступает собеседник в общение;

-понимать лексические значения слов с опорой на парадигматические связи лексических единиц;

-дифференцировать звуки и слова, похожие по акустическому и артикуляционному укладу.

В дошкольном возрасте развитие речевого общения осуществляется в разных видах деятельности (общении, познавательной и исследовательской деятельности, игре, труде, бытовой деятельности, которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.

В ФГОС ДО заявлена одна из задач, которая направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у ребенка навыков речевого общения, которые охватывают не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Сюда входит знание приемов диалогизации речи: умение употреблять обращение в различных формах, умение искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, обычно вызывающего отклик, ответное сопереживание; умение прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знание средств интимизации общения (Культура русской речи и эффективность общения).

Таким образом, речевое общение в различных видах деятельности способствует:

-социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых, получают опыт взаимодействия с другими детьми);

-удовлетворению познавательной потребности ребенка (в дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативно-познавательное общение);

-развитию всех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).

По мнению В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, общение- взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Следовательно, межличностное общение по основным своим характеристикам является видом деятельности, отличающимся от других тем, что его суть составляет взаимодействие человека с человеком, а не взаимодействие с предметом или с какой-либо вещь.

Итак, речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально- нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками.

У ребенка до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми : ситуативно- личностная, ситуативно- деловая, внеситуативно- познавательная и внеситуативно –личностная.

Период новорожденности - это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учится выделять взрослого). На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции (Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова).

Первой формой общения является ситуативно- личностное общение, которая характерна для детей двух- шести месяцев. Оно считается сложившимся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения- личный.

К шести месяцам жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно- деловой, которая сохраняется до трех лет и разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий, удовлетворяя новую потребность малыша – в сотрудничестве. Именно с этого возраста начинается развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи. На первый план выступают деловые мотивы.

На втором и третьем годах жизни появляется новая форма общения в виде диалога, который протекает на фоне практического взаимодействия со взрослыми, он включен в предметную деятельность, у детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. Но постепенно диалог начинает приобретать самостоятельный характер, этому способствует интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла и резко возрастающий интерес к окружающей действительности.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно- познавательная форма общения, которая характерна для детей трех- пяти лет. Она включена в совестную познавательную со взрослым деятельность. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить содержательную информацию.

На этом этапе развития ребенка предложения удлиняются, появляются сложные предложения. Лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов окружающего мира. Наряду с атрибутивными свойствами дети определяют также эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям. Употребляемые ребенком глаголы становятся разнообразнее. Уменьшается доля глаголов конкретного предметного действия. С четырех лет появляется косвенная речь.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная, которая характерна для детей пяти- семи лет. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Для детей характерна наибольшая по сравнению с другими этапами обращенность их речи к партнеру. Дети говорят уже более сложными предложениями. Прилагательные распределяют помимо атрибутивных свойств эстетические, этические свойства персонажей, их физическое и эмоциональное состояние. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия. Доля повелительных глаголов уменьшается. Дети начинают пользоваться как косвенной, так и прямой речью.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно- личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакций хватания. Ситуативно- деловое общение проводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно- познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно- следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно- личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе, представляя себя как ученика, поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Итак, развитие речи у дошкольников происходит в их общении со взрослым. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход от одной формы общения к другой, формируется новое содержание потребности в общении.

Однако ребенок общается не только со взрослым, но и со своим сверстниками.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально- практическая. Эта форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения, которая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества.

Внеситуативно- деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Эта форма общения формирует умение видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).

В целом общение со сверстниками имеет следующие особенности:

-яркая эмоциональная насыщенность. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно- мимических проявлений, чем в общении со взрослыми;

-нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов, звуков, фразу (жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам);

-преобладание инициативных высказываний над ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. А инициативу и предложения взрослого ребенок чаще всего поддерживает, старается ответить на его вопросы, более или менее внимательно слушает сообщения и рассказы;

-общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям. Управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать, контроль его действий (вовремя сделать замечание, навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так, совместная игра (вместе решить, как будем играть) и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты). От взрослого же ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой познавательной информации.

Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Кроме того, многим вещам сверстник может научиться гораздо лучше, например, умению правильно говорить. Исследователь объясняют это тем, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей.

При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слов, выражения могут остаться «в пассиве» и не использоваться в повседневной жизни. Ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает, когда он общается со сверстником.

Таким образом, для развития речи детей необходимо общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку каждая из сфер общения оказывает влияние на развитие определенных сторон речи дошкольников. Возникающая в совместном общении и деятельности взаимодействие детей играет решающую роль в развитии их индивидуальных качеств, предпосылок саморазвития, укрепляет чувство принадлежности к группе и обеспечивает реализацию всех сторон речи и освоение социального опыта в качестве члена детского коллектива.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Народные игры-основное средство всестороннего развития дошкольника Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть.

Ознакомление дошкольника с родным языком в ДОУ Актуальность: В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения.

«Подвижная игра как средство формирования социального здоровья» — консультация для воспитателей МДОУ № 93 Комбинированного типа «Улыбка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ..

Детское коллекционирование как условие накопления социального опыта ребенка Мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный.

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей средней группы .

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника Речевое развитие дошкольников. Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника. Цель: эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
Опубликовано: 22 марта 2017 в 21:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД