МААМ-картинки

Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника

Эльвира Залялутдинова
Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника

Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка (фонетика, лексика, грамматика, умение использовать его в общении (построение текста, налаживание контактов с партнером) в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, обхождение, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т. п.).

Публикация «Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника» размещена в разделах

Логопед, организуя обучение, разумеется, учитывает эту полифункциональность речевого общения, создает условия как для освоения языка (фонетика, лексика, грамматика) и форм речи (диалог, монолог, так и для развития ее функций (когнитивная, эмотивная).

Обмен информацией – важный аспект общения. Но при этом не будем забывать, что коммуникация – это обмен личностно значимой информацией. Ребенок как партнер по общению имеет право свободно выражать собственное мнение, свое отношение к окружающему, право на инициативу в общении с взрослым; наконец, на отказ от неинтересного общения. Предлагаемые вниманию сценарии предусматривают такие коммуникативные ситуации, когда дети высказываются на темы, которые их интересуют, значимы для них. Однако отметим: на пятом году жизни личностно значимые темы чаще возникают ситуативно, в связи с теми игрушками и дидактическими материалами, которые логопед использует на занятиях по развитию связной речи – словаря, звуковой культуры.

Кроме обмена информацией, личностно значимой, речевое общение предполагает также обмен чувствами, эмоциями. По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи, особенно звукопроизношения. Вот почему так важно со стороны логопеда обеспечить на всех речевых занятиях, в ходе дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций, игр с передачей по кругу мяча, картинок положительный настрой, демократический стиль общения.

Диалог – это не просто композиционная форма речи. Это вид общения, в основе которого есть готовность принять другого, услышать его ответ на свое высказывание. В силу этого педагог должен обеспечить детям

- возможность контактировать и общаться между собой;

- свободно обсуждать со взрослым интересующие вопросы, выражать свое мнение;

- удовлетворять потребности в самовыражении, творчестве;

- возможность мотивировать – коммуникативно, играя – дидактические задания и упражнения.

Поясним последнюю мысль. Для развития речи полезны задания на подражание речи, пересказ, многократное повторении слов (название овощей и фруктов, предметов посуды, мебели, транспорта и пр.). Их не стоит давать, скажем так, «в лоб» - «Будем учиться пересказывать». Лучше предлагать игры-драматизации с элементами декораций и костюма, с последующим изложением игры в рисунке («Запомни и нарисуй», но главное – в доброжелательной форме, уважая ребенка и его права как партнера по общению.

«Весело мне!»

Цель. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; передавать содержание текста посредством выразительных движений. Активизировать употребление глаголов в ходе речевых игр. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух, голосовой аппарат.

Материал. Картинки, в названиях которых есть звуки «с», «з», «ш», для каждого ребенка, например: санки, собака, часы, совок, сорока, снеговик, снежинка, снегурочка; заяц, роза, коза, замок, забор, ваза; лягушка, мышка, шарик, шарф, шуба, шапка; расписной сундучок, лошадка-скакалка.

Содержание.

Часть первая.

Дети рассаживаются полукругом. Педагог читает стихи Кремнева, Маршака, Барто, Токмаковой, Акима, Левашова, предлагая закончить последнюю строфу. В затруднительных случаях воспитатель помогает.

Воспитатель. Послушайте двустишия и скажите: какой звук я выделяю в словах-отгадках?

- Верещунья, белобока, а зовут ее…сорока.

- Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не …киска.

- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для …нас.

Какой звук слышится в словах сссорока, часссы, киссска? Чья это песенка? Большого насоса или маленького? А в этих двустишиях, в словах-отгадках, какой звук я выделяю?

- Зайку бросила хозяйка – под дождем остался …зайка.

- Где обедал воробей? В зоопарке у …зверей.

- Каждый тут в лесу талант – и певец, и …музыкант.

Чья это песенка? Большого колокольчика или маленького? Пожалуйста, пропойте его песенку. Слушаем четверостишия и определяем выделенный звук в словах-отгадках.

- В праздники на улицах Он с бубенчиком в руке

В руках у детворы В сине-красном колпаке.

Горят, переливаются Он веселая игрушка,

Воздушные…шары. И зовут его…Петрушка.

Шшшары, Петрушшшка, игрушшшка… Какой звук долго слышится в этих словах? Чья это песенка? Правильно, ветра. Пропойте эту песенку.

Часть вторая.

Воспитатель. У меня в сундучке сложены картинки, в названии которых слышатся песенка ветра, звон колокольчиков, шипение насосов. Как вы их можете получить? Каждый из вас, закрыв глаза, вынимает из коробки картинку. Познакомившись с содержанием, называет ее так, чтобы слышались знакомая песенка, звон, шипение, выделяя знакомую «мелодию».

Часть третья.

Воспитатель. Сейчас соберем картинки. Но в этом случае будет другое условие: картинка «занимает» свое место в сундучке в том случае, если вы определите, что «делает» предмет, живой он или неживой, например, санки…едут, собака…лает, роза…цветет.

Часть четвертая.

Воспитатель. Я прочитаю вам еще одно стихотворение. Его написал поэт Яков Аким.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Весело мне, Где ж водопой?

Весело мне, Где водопой

Я скачу на коне! С ключевою водой?

Яблоки – веники, Конь мой да я

Вихрем лечу, Напились из ручья,

Вихрем лечу я, Дальше торопится

Куда захочу! Песня моя.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Скачет веселая

И скакать перестал. Песня моя!

Ла-ла-лалала (последние три слога произносятся слитно). Веселая моя песня – ла-ла-лалала. Не так ли? А ей вторит пастушок на лугу: ля-ля-ляляля. Кто споет мою песенку? Правильно, «ла-ла-лалала». А песенку пастушка? Тоже правильно: «ля-ля-ляляля». Я вас прошу, пожалуйста, договоритесь друг с другом и распределите роли, кто будет играть мальчика на коне, а кто – пастушка. Затем, повернувшись друг к другу лицом, спойте, соответственно, их песенки.

Интересно, запомнили ли вы содержание стихотворения Якова Акима, которое я вам прочитала? Попытаемся вместе его рассказать. Я буду начинать, а вы заканчивать.

Мальчику было очень … весело скакать на…коне. А вот конь…устал… Мальчик подвел коня к …ручью и …напоил коня…ключевой водой. Приободрился конь, снова быстро…поскакал. А мальчик? Он опять…запел. (показывает лошадку-палку-скакалку) Кто хочет поскакать на коне? Кто покажет, как мальчик поил коня? (драматизация повторяется два-три раза, по желанию детей).

«Театр зверей».

Цель. Организовывать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи употребление глаголов, характеризующих движение. Учить образовывать наименования детенышей животных. Поощрять игры со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевой слух.

Материал. Картинки: кошка, котенок, собака, щенок, гусь, гусенок, лягушка, лягушонок, петух, цыпленок, коза, козленок, овца, ягненок, свинья, поросенок, лошадь, жеребенок, корова, теленок, ворона, вороненок – для каждого ребенка; сундучок; листы белой бумаги; фломастеры для рисования.

Содержание.

Часть первая.

Воспитатель. Вам, наверное, интересно, что сегодня спрятано в сундучке? Картинки. Какие? Садитесь поскорее и узнаете. (обращаясь к кому-либо). Пожалуйста, достань любую картинку и назови, что изображено. Это (коза). Чтобы картинка осталась у тебя, назови, что умеет делать коза. (Ребенок должен назвать два-три действия).

А сейчас разыграем такую игру: я буду называть какое-либо животное и слова, которые обозначают действия. Вы, подумав, отвечаете: «Да, да, да» или «Нет, нет, нет». Будьте внимательны!

Коза дает молоко…

Коза бодается…

Коза читает журнал…

Коза спит…

Коза блеет…

Коза летает…

Новую картинку я попрошу вынуть куклу Катю. Рассказывай, Катя, что умеет делать корова. Поиграй с детьми, как играла я. (Таким образом, разыгрываются еще две-три картинки. Роль ведущего исполняет кто-нибудь из детей. В случае необходимости воспитатель приходит на помощь).

Часть вторая.

Воспитатель. Пожалуйста, соблюдая очередность, доставайте из сундучка оставшиеся картинки. Кому досталось изображение детеныша, тот находит маму этого детеныша. Все дело в том, что будем играть в Театр зверей. Согласно правилу, билетер пускает в театр только в том случае, если мама и ее детеныш правильно споют свою песенку. Мама поет громко, а детеныш – потише, тонким голосом. Я объявляю, кто идет. Прошу кошку с котенком! (Дети воспроизводят мяуканье, разное по громкости и тональности.) проходите, пожалуйста! Очень рада вас видеть! Приглашаю собаку со щенком (Так перечисляются все персонажи. «Звери» проходят в Театр, отдавая воспитателю свои картинки.)

Рассаживайтесь, пожалуйста, дорогие гости, занимайте свои места. Сегодня в Театре большой праздник. Будем слушать стихи русских и английских писателей.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и …ботинок.

Даю вам честное…слово!

Последнюю строчку заканчивают дети.

Написал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак. А вот еще одно стихотворение, но в его переводе с английского.

Король Пипин был очень мал,

Но выстроил дворец.

Из торта стены заказал,

А крыша – леденец.

Из пастилы сложили печь,

И был дворец готов.

А от мышей его стеречь

Приставили…котов (заканчивают дети).

Сейчас услышите другое стихотворение – английского писателя Льюиса Кэрролла (перевод В. Набокова).

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда.

Золотит его чешуйки

Быстротечная…вода (заканчивают дети).

Милых рыбок ждет он в гости,

На брюшке средь камышей;

Лапки врозь, дугою хвостик,

И улыбка…до ушей (заканчивают дети).

Прочту еще два английских четверостишия. Автор первого – Х. Бэллок (перевод М. Бородицкой, автор второго – О. Нэш (перевод Г. Кружкова).

- Какой же ты неряха, Носорог!

Все время у тебя ужасный вид:

Измята шкура, съехал на нос рог –

И как тебе от мамы…не влетит? (заканчивают дети).

Корову узнать легко

По одному тому,

Что с одной стороны у нее…молоко,

А с другой стороны -…

Му!

Праздник стихов окончен. О том, какие из них понравились больше, вы расскажете в своих рисунках. (На столах раскладываются бумага и фломастеры – по одному комплекту на каждую пару. Во время рисования играет спокойная негромкая музыка. По завершении дети рассказывают воспитателю и товарищам, кого нарисовали и почему.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Развитие речи детей дошкольного возраста одна из приоритетных задач в системе образования. Речь ребенка развивается постоянно - в быту,.

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» "Родное слово является основой всякого умственного развития.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Общение как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой.

Общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста как средство развития речи Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4—5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети.

Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника Малеева Любовь Семеновна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска» Общение – это деятельность,.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Вдовенко Лариса Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9 «Рябинушка» г. Кстово, Нижегородской области, Россия ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 20:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД