Речевое развитие левшей

Ольга Романова
Речевое развитие левшей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕВШЕЙ

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, известных писателей (В. И. Даль, Л. Кэрролл, деятелей искусства (Ч. Чаплин) и т. д.

Левшой называют человека с леворукостью. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Выделяют следующие типы леворукости:

1) генетическое левшество (леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей);

2) компенсаторное левшество (связано с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка);

3) вынужденное левшество (выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям);

4) псевдолеворукость (у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук).

Термин «левша» не совсем правильный, вернее будет сказать «леворукий». Леворукий может иметь ведущее правое ухо, глаз и ногу. Поэтому трудно однозначно определить, левша человек или нет [http://danilova.ru].

Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Например, у левшей не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое место в левой височной доле мозга» [http://revolution.allbest.ru].

Многие леворукие дети имеют нарушения речевого развития, что объясняется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т. е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове. Устная речь левшей совершенна, однако, оказывается, что эти дети воспринимают и запоминают чужую речь кусками и просто используют ее.

Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга.

Переучивание ребенка-левши все делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно – чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое на точные, дословно воспринимаемые обозначения.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Правое и левое полушария работают по-разному. Правое полушарие обрабатывает информацию целостно, т. е. происходит сопоставлениесигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического образа воспринимаемых слов. Этот механизм обработки речевой информации возможен только при наличии в памяти акустических эталонов для каждого слова.

Роль правого полушария возрастает при восприятии речевых сигналов в помехах

Левое же полушарие воспринимает речь сегментно, т. е. процесс выделения временных составляющих, соответствующих лингвистическим единицам.

Признаки, на которых предположительно базируется целостный способ обработки (мелодика, ритмика, являются наиболее помехоустойчивыми.

При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время закрепления этого рефлекса – левое.

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ласко, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. /Е. Е. Ласко. – СПб.: Сфера, 2009. – 190с.

2. Семенович, А. В. Эти невероятные левши. /А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2009. – 250с.

3. Чуприков, А. П. Мир леворуких. / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. – К.: Институт нейропсихиатрии, 2008. – 86с.

4. Светлов, Р. С. Левши и правши. / Р. С. Светлов. – СПб.: ИГ «Весь», 2004. – 96с.

4. http://revolution.allbest.ru

5. http://www.logopedspb.ru

Публикации по теме:

Леворукий ребенок-проблема?… Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение детский сад Комбинированного вида №3 Города Лебедянь Липецкой области.

Развитие мелкой моторики как предпосылки развития речи В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Речевое развитие левшей
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 09:17
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...