Речевое развитие в подготовительной группе. «Путешествие с Царицей Грамматикой»

Елена Гапонова
Речевое развитие в подготовительной группе. «Путешествие с Царицей Грамматикой»

Тип занятия - специальное,

Основное содержание – формирование грамматически правильной речи.

На занятии запланирована работа по направлениям:

-по обучению грамматическим формам (морфологии,

-по словообразованию,

-по построению предложений (синтаксису).

Цель: формирование навыков грамматического строя речи.

Образовательные задачи:

- обобщать и систематизировать знания о диких животных наших лесов,

- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа в родительном падеже, притяжательных прилагательных,

- упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе,

- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений).

Развивающие задачи:

- развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,

- развивать речевые навыки,

- стимулировать положительные эмоции детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, инициативность, желание оказать помощь животным, бережное отношение к ним.

Ход занятия

1. Часть - Сюрпризный момент – вход Царицы Грамматики.

Цель: создание эмоционально-положительного фона.

- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Очень к вам спешила. Я царица страны Грамматики.

- Вы не слышали о такой стране?

- Это страна правильной и грамотной речи. Я прихожу к тем ребятам, которые желают научиться, не просто говорить, а говорить правильно и грамотно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Грамматики.

2. Введение в занятие. Игра – «Волшебная палочка».

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа.

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне в кружок. У меня всегда с собой волшебная палочка. От ее прикосновения все увеличивается в количестве: был один стул, стало много стульев и т. д. Поиграем и убедимся в этом. Только правило такое: отвечает тот, кого я коснусь палочкой. Была одна лиса (стало много лис, медведь (стало много медведей, заяц (стало много зайцев, волк (стало много волков, белка (стало много белок).

(игра проводится до средины круга)

- С помощью волшебной палочки всё может и исчезать! Были волки (нет волков, были зайцы (нет зайцев) и т. д.

- Вы молодцы, ребята, старались не ошибаться и говорить слова правильно.

Пройдите и присядьте, пожалуйста, на стулья.

Часть 3 - основная часть занятия - Проблемная ситуация. Работа с компьютерной презентацией.

Цель:

-активизация мыслительной деятельности,

- образование притяжательных прилагательных,

- упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе,

- совершенствование синтаксической стороны речи, составление предложений.

- Ой, ребята, а это кто? (Винни-Пух)

- Винни - Пух, что случилось, почему ты так огорчен?

Слайд со звуком

Ох, ребята, не послушался я своего друга Пяточка. Говорил он мне: «Поспеши!» А теперь я не найду свою берлогу. Ой-ёй-ёй! Горе мне бедному! Уже зима давно настала. Есть мне нечего- все грибы, ягоды, корешки снегом замело. Запасов мы, медведи, как белки, не делаем. Все медведи в берлоге всю зиму лапу сосут, спят до весны, а я, наверно, … погибну.

В. – Ребята, возможно ли такое? Зима, идет снег, по лесным тропинкам гуляет медведь? (ответы детей)

В – Что же произошло? Почему ты не спишь, Винни-Пух?

Слайд со звуком

- Что-то произошло в лесу. Здесь всё перепуталось, всё перевернулось вверх дном. Чтобы найти дорогу в свою берлогу, я должен навести здесь порядок, но я совсем не понимаю что же нужно сделать. Может быть вы, ребята, мне поможете?

В. – Ребята, поможем Винни - Пуху?

- Но что нам нужно сделать, чтобы в лесу снова всё встало на свои места? (нужно помочь животным найти свои хвосты и жилища)

- Как это все произошло?

Игра «Чей хвост?»

- Ребята, я предполагаю, что проснулись утром животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Видимо ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Пошли звери искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу.

Ребята, чтобы помочь лесным животным, нужно выполнить очень важное условие - правильно называть, где и чей хвост, строить верно и грамотно предложения. Задача не так проста, но я уверена, вы с этим справитесь.

- Помогу вам, ребята, как нужно правильно сказать - Вот на дереве, на сосне, висит серенький, маленький хвост зайца. Чей это хвост? (ответы детей). А правильно, ребята, хвост зайца? (Заячий). А теперь составим развернутый ответ (на дереве висит заячий хвост).

- Вот мы помогли зайке.

- Таким же образом поможем и другим животным___

- Ребята, благодаря тому, что вы выполнили условие, тем самым помогли всем животным найти свои хвосты.

-А теперь остается помочь животным найти свои жилища. Я уверена, что вы и с этим заданием достойно справитесь.

- Скажите, пожалуйста, где живет заяц? (под кустом). А теперь полный ответ (заяц живет под кустом).

- Теперь, Винни-Пух, в лесу порядок. Мы с тобой прощаемся. У тебя осталось совсем немного времени для отдыха. До свидания!

- А мы уточним, чье все это, и проверим себя. СЛАЙД

Вы внимательно следите за моей палочкой, она вас будет направлять и поможет правильно составить словосочетания.

Молодцы! Я вами довольна.

Часть 4 - Выход из занятия. Игра с волшебной палочкой.

Цель: образование новых слов.

- А мы вновь обратимся к моей волшебной палочке.

Приглашаю вас в кружок.

Я буду говорить вам слова, а вы из этих слов будете образовывать новые слова, с помощью которых вы расскажете о себе. Например, слово доброта – Как с помощью этого слова сказать о себе? (Я добрый.)

- Как приятно было общаться с такими замечательными ребятами! - Молодцы, ребята, спасибо за работу. Теперь я спокойна, вы и без моей палочки будете говорить правильно. Мне пора прощаться с вами. Я желаю вам добрых дел и добрых красивых слов!

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Развитие речи в дошкольном возрасте.Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным.

Автор публикации:
Речевое развитие в подготовительной группе. «Путешествие с Царицей Грамматикой»
Опубликовано: 11 сентября 2012 в 16:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...