Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Эльвира Добрынина
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Речевой материал

по дифференциации твёрдых и мягких согласных,

посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у млад-ших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при рече-вом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк» и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И

1.1. Произношение слогов по таблице:

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы; 2) произношение слогов со звуком И; 3) произношение слогов парами Ы-И; 4) произношение слогов парами, начиная с И, затем Ы.

3) 4)

1)БЫ – 2) БИ 5) Произнесение слоговых "троек":

ПЫ – ПИ БЫ – БИ - БЫ

ДЫ – ДИ ДИ – ДЫ - ДЫ

ТЫ – ТИ ТИ – ТИ – ТЫ …

МЫ – МИ

НЫ – НИ

СЫ – СИ

ЗЫ – ЗИ

ЛЫ – ЛИ

РЫ - РИ

ГЫ – ГИ

КЫ – КИ

ВЫ – ВИ

ФЫ – ФИ

1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:

Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы; 2) – затем произносим слова с гласным И; 3) – произнесение слов парами)

были – били лыжи – лижи

быль – бил лыко – липа

пыль – пил лысый – лисий

пыжик – пижама лысина – лисья

дым – Дима лыжник - лишний

тыква – текла[тикла] дыши – держи [диржи]

тын – тина дыня – Дина

нытик - нити слоны - кони

ныть - нить сын - синий

тысяча – тишина мыши – Миша

мыть – Митя мышка – мишка

мыло – милый сыч - ситец

сынок – синяк сытый – сито

сыр – синь зыбко – синий

сыпь – осип язык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы.

Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.

У сынка синяк. Тузик высунул язык.

Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко.

Этот лыжник на лыжне лишний. В тишине шуршат тысячи листьев.

Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут.

Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис.

Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.

Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.

1.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И:

Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,

алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, от-личный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежал

1.5 картинный материал (юркая мышка - плюшевый мишка)

(в лесу рысь - в кастрюле рис)

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я.

2.1 Произношение слогов по таблиц е (см. Примечание 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":

1)БА – 2) БЯ БА – БЯ - БА

ПА – ПЯ ПЯ – ПА - ПЯ

ДА – ДЯ ДА – ДА – ДЯ …

ТА – ТЯ

МА – МЯ

НА – НЯ

СА – СЯ

ЗА – ЗЯ

ЛА – ЛЯ

РА - РЯ

ГА – ГЯ

КА – КЯ

ВА – ВЯ

ФА – ФЯ

2.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

БАС – БЯЗЬ РЫБА - ТЕБЯ

ТРУБА – ТРУБЯТ РУБАХА – РУБЯТ

ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ

ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА

ТАНЯ – ТЯНЕТ ТАНЕЦ – ТЯГАЧ

ТАЩИТ – ТЯНЕТ МАТЬ – МЯТЬ

МАША – МЯСО НАДЯ – НЯНЯ

ВАННА – БАНЯ ИННА – ВАНЯ

САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ

КОСА – КОСЯТ ЗАЙКА – ЗЯБКО

КОЗА – ХОЗЯИН ВАНЯ – ВЯЖЕТ

ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА

РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД

ПАРАД – НАРЯД ВАТА - ВЯЖЕТ

ФЛАГИ – ФЛЯГИ ТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани.

Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо.

Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь.

Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд.

Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом.

Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.

Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

2.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я:

котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

2.5. Картинный материал:(флаги - фляги)

(тапки - тяпки)

Твёрдые и мягкие согласные, посредством О - Ё.

3.1. Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":

1)БО – 2) БЁ БО – БЁ - БО

ПО – ПЁ ПЁ – ПО - ПЁ

ДО – ДЁ ДО – ДО – ДЁ …

ТО – ТЁ

МО – МЁ

НО– НЁ

СО – СЁ

ЗО – ЗЁ

ЛО – ЛЁ

РО - РЁ

ГО – ГЁ

КО – КЁ

ВО – ВЁ

ФО – ФЁ

3.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.) :

ПОСТ – ПЁС ПОРТ – ПЁТР

ДОМА – ДЁМА ДОШЁЛ – ДЁШЕВО

ДОСКА – ДЁСНА ТОПОР – ТЁРКА

ДОРОГА – ДЁРГАТЬ ТОРТ – ТЁРТ

ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ МОЛОКО – МЁД

МОРОЗ – МЁРЗ НОС – НЁС

НОВЫЙ – КОНЁК СТАНОК – САНЁК

ЗАРОК – ЛАРЁК СОЛЬ – (МНОГО) СЁЛ

ФАСОЛЬ – ОСЁЛ СОТНИ – СЁСТРЫ

ЗОЛОТО – КОЗЁЛ ФОЛЬГА – ФЁКЛА

ВОЛ – ВЁЛ РОТ – ОРЁТ

РОМА – РЁВА ЛОТ – ЛЁД

ЛОДКА – ЛЁНЬКА

3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Пёс не покидает свой пост. Пётр потрошил осётра.

На торт орех натёрт. В мороз нос замёрз.

Наш Дёма уже дома. Сумку нёс в мороз, нос замёрз.

В огороде осёл съел фасоль. Володя вола вёл.

3.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки О – Ё:

дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,

3.5. Картинный материал:

(торт - тёрка)

Твёрдые и мягкие согласные, посредством У - Ю.

4.1. Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":

1)БУ – 2) БЮ БЮ – БУ - БЮ

ПУ – ПЮ ПУ – ПУ - ПЮ

ДУ – ДЮ ДЮ – ДУ – ДЮ …

ТУ – ТЮ

МУ – МЮ

НУ– НЮ

СУ – СЮ

ЗУ – ЗЮ

ЛУ – ЛЮ

РУ - РЮ

ГУ – ГЮ

КУ – КЮ

ВУ – ВЮ

ФУ – ФЮ

4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примеча-ние 1.2.) :

КРУЖЕВА – БРЮКВА ТУФЕЛЬКА - ТЮТЕЛЬКА

СУДА – СЮДА ТУМБОЧКА - ТЮФЯЧОК

РУКИ – БРЮКИ ТУРИСТ - АВАНТЮРИСТ

ЛУК – ЛЮК ГРУШИ - РЮШИ

ДУШ – ДЮШЕС БЕРУ - БОРЮ

ДУЮ – ДЯДЮ ГОРУ - ГОРЮ

ТУМАН – ТЮЛЬПАН ДЕРУ - ДАРЮ

ТУЧА – ТЁТЮШКА КУПЛЕТ - КЮВЕТ

ТУГОЙ – ТЮФЯК ЗУБРЫ - ИЗЮБРИ

КАТУШКА – КАТЮШКА К СТОЛУ - КОРМЛЮ

ПОДУШКА – ДЯДЮШКА ЛУЧИК – КЛЮЧИК

4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

В тумане не видно тюльпана. Туфельки тютелька в тютельку.

У Луки всегда руки в брюки. В зоопарке зубры и изюбри.

В огороде лук, на дороге – люк. Беру Борю в игру.

Катюшка катала катушку. Дядюшка налил воды в кадушку.

По морю суда плывут туда-сюда. На ветке груши, на блузке – рюши.

Зову к столу, гостей кормлю. Крапиву деру, козам дарю.

Забрался в гору и от счастья весь горю.

У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.

4.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки У – Ю:

В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие, дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю, кухарю…

4.5. Картинный материал:

(лук - люк)

(руки - брюки)

Публикации по теме:

Аппликация из ткани «Азбука»Аппликация из ткани «Азбука» Несколько лет использую в своей работе необычную азбуку. Её я сделала с помощью аппликации из ткани. Детям очень нравится работать с этой.

Авторские дидактические игры по подготовке детей к обучению грамотеАвторские дидактические игры по подготовке детей к обучению грамоте Авторская дидактическая игра «Собираем урожай». Цель: совершенствование умения детей читать слоги - слияния, отдельные буквы, составлять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Лексика
  • Учимся считать
Автор публикации:
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.
Опубликовано: 19 октября 2013 в 16:19
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...