Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Регина Марашова
Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Марашова Р. М.

Учитель – логопед

Iкв. категории

МБ ДОУ «Детский сад №37 «Сказка»»

г. Альметьевск, 2013

Введение

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целями общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание их звуковую сторону слова.

Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже пытаются исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, но прежде всего то состояния и подвижности артикуляционного аппарата, большое значение для правильного развития звуковой стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование, чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, аграмматизмам.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение в становление речи. Детей стоит постоянно побуждать к общению друг с другом, что способствует обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи и т. д.

Цель работы:

Систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Достижение данной цели предусматривала через решение следующих задач:

• Использование речевых игр и упражнений в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития – лексическую, грамматическую, связную.

• Проведение речевых игр и упражнений в индивидуально – подгрупповой работе на фронтальных занятиях.

Этапы работы:

- определение целей, задач, этапов, сроков работы;

- теоретическая и практическая работа:

• Изучение педагогической литературы и опыта работы педагогов.

• Подбор практического материала.

• Составление картотеки речевых игр и упражнений.

• Использование в практической деятельности имеющихся материалов.

- аналитический:

• Анализ результатов работы, затруднений, подведение итогов, внесение коррекции.

• Внедрение и распространение опыта работы.

• Условие для реализации: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Основная часть

Выполняя основные задачи коррекционно – образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включаются речевые игры и упражнения, т. к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое.

Использование речевых игр и упражнений при формировании элементарных представлений о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других; при развитии общей и мелкой моторики пальцев рук показываем пальчиковую гимнастику на основе речевых игр, а также физкультминутки.

В коррекции звукопроизношения, способствуют выработке движений органов артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания.

При развитии фонематического восприятия – игры на узнавания и различений неречевых звуков, узнавание звуков по высоте и силе голоса, выделение звука из ряда других звуков; определения наличия звука в слове, преобразование слов с заменой одного звука или слога и т. д.

В речевом развитии

речевые игры на употребление

- категории множественного числа существительных

- употребление формы Родительного падежа с предлогом «у»

- притяжательные местоимения с существительными мужского, женского, среднего рода

- глаголы настоящего времени

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

- относительные прилагательные

- образование сложных слов

- обогащения словаря

Результаты обследования по речевому развитию детей

2010 2011 (ОНР-III) 2012 ФФНР

начало конец года начало конец года начало конец года

Высокий уровень - 62% 41% 94%

Средний уровень 17% 23% 33% 6%

Низкий уровень 68% 15% 23% -

Исходя из результатов обследования, была определена следующая последовательность:

- обеспечить условия для развития у детей интереса к логопедическим играм и упражнениям.

- использовать игры и упражнения с постепенным усложнением программных задач.

При отборе материала опиралась на следующие принципы:

• принцип научности – подкрепление всех проводимых логопедических игр, научно – обоснованными и практически апробированными методиками

• принцип системности –решение поставленных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса.

• принцип результативности и гарантированности.

Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня психического развития детей.

Логопедические игры и упражнения применяются в:

- индивидуально – подгрупповой работе

- фронтальных занятиях

в области «Коммуникация», «Познания», «Социализация», «Здоровья».

Особое внимание в своей работе уделила методической разработке – долгосрочный проект «Говорим правильно. Звуки [Л] [ЛЬ]» (речевые игры и упражнения) для детей старшего дошкольного возраста. Включила разнообразные игры и упражнения по развитию общей и мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); по коррекции звукопроизношения; по речевому развитию; по фонематическому восприятию; конспекты занятий; чисто говорки, художественная литература, мастер – класс для родителей, речевое развлечение.

В итоге была проведена диагностика, показала повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- организация систематической игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач.

- использование логопедических игр и упражнений в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.

Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у ребенка потребности в овладении речью.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2002.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

4. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1993.

5. Чистякова И. А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников. СПб., 2006.

6. Максаков А. И. Учите играя. – М., 1983.

7. Скворцов И. В. 100 логопедических игр. – СПб., 2005.

Приложение

Картотека речевых игр и упражнений

Игры по ознакомлению со звуковой стороной речи

«Как звучит слово»

Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.

«Вспомни разные слова»

«Стоп, палочка» (подбор слов прилагательных)

«Подбери подходящее по звучанию слово» (птичка - синичка)

«В слове есть звуки»

Цель: показать, что слова звучат потому, что в них находятся звуки, звуки разные.

«Подскажи звук»

«Какое слово задумано»

«Какой звук потерялся»

«Что здесь не так» … абор)

Звучащее слово - следование одного звука за другим.

Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенной последовательности.

«Назови первый звук»

«Слова длинные и короткие»

«Назовите слово»

«Кто найдет короткое слово»

«Слово может прошагать»

«Поймай мяч» (короткое, длинное слово)

Звуки в слове можно выделять

Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слове, самостоятельно подбирать и называть слова с определенным звуком.

«Назови звуки»

«Придумай слова с заданным звуком»

«Назови это слово по-другому»

«Придумай слово на последний звук»

«Найди вкусное слово»

«Покажи картинку и слово двухсложные, трехсложные и т. д.»

«Купи игрушку» (в название есть два слога)

«Рассели слова по домикам»

Начало и конец слова

Цель: показать детям, что слоги следует один за другим; в слове есть начало и конец.

«Конец слова за тобой»

«Отгадай слово»

«Придумай слова со слогами за -»

Слоги в слове звучат по- разному

Цель: понимать, что слоги в слове звучать по-разному.

«Как звучат части в слове»

«Минутку учим говорить» (звучание частей слова)

В слове есть ударение

Цель: закреплять умение выделение слогов в слове, учить детей определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове.

«Что такое ударение»

«Куда положим палочку»

«Как зовут друзей»

Публикации по теме:

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)
Опубликовано: 12 октября 2013 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...