Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Регина Марашова
Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Марашова Р. М.

Учитель – логопед

Iкв. категории

МБ ДОУ «Детский сад №37 «Сказка»»

г. Альметьевск, 2013

Введение

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целями общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание их звуковую сторону слова.

Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже пытаются исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, но прежде всего то состояния и подвижности артикуляционного аппарата, большое значение для правильного развития звуковой стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование, чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, аграмматизмам.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение в становление речи. Детей стоит постоянно побуждать к общению друг с другом, что способствует обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи и т. д.

Цель работы:

Систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Достижение данной цели предусматривала через решение следующих задач:

• Использование речевых игр и упражнений в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития – лексическую, грамматическую, связную.

• Проведение речевых игр и упражнений в индивидуально – подгрупповой работе на фронтальных занятиях.

Этапы работы:

- определение целей, задач, этапов, сроков работы;

- теоретическая и практическая работа:

• Изучение педагогической литературы и опыта работы педагогов.

• Подбор практического материала.

• Составление картотеки речевых игр и упражнений.

• Использование в практической деятельности имеющихся материалов.

- аналитический:

• Анализ результатов работы, затруднений, подведение итогов, внесение коррекции.

• Внедрение и распространение опыта работы.

• Условие для реализации: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Основная часть

Выполняя основные задачи коррекционно – образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включаются речевые игры и упражнения, т. к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое.

Использование речевых игр и упражнений при формировании элементарных представлений о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других; при развитии общей и мелкой моторики пальцев рук показываем пальчиковую гимнастику на основе речевых игр, а также физкультминутки.

В коррекции звукопроизношения, способствуют выработке движений органов артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания.

При развитии фонематического восприятия – игры на узнавания и различений неречевых звуков, узнавание звуков по высоте и силе голоса, выделение звука из ряда других звуков; определения наличия звука в слове, преобразование слов с заменой одного звука или слога и т. д.

В речевом развитии

речевые игры на употребление

- категории множественного числа существительных

- употребление формы Родительного падежа с предлогом «у»

- притяжательные местоимения с существительными мужского, женского, среднего рода

- глаголы настоящего времени

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

- относительные прилагательные

- образование сложных слов

- обогащения словаря

Результаты обследования по речевому развитию детей

2010 2011 (ОНР-III) 2012 ФФНР

начало конец года начало конец года начало конец года

Высокий уровень - 62% 41% 94%

Средний уровень 17% 23% 33% 6%

Низкий уровень 68% 15% 23% -

Исходя из результатов обследования, была определена следующая последовательность:

- обеспечить условия для развития у детей интереса к логопедическим играм и упражнениям.

- использовать игры и упражнения с постепенным усложнением программных задач.

При отборе материала опиралась на следующие принципы:

• принцип научности – подкрепление всех проводимых логопедических игр, научно – обоснованными и практически апробированными методиками

• принцип системности –решение поставленных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса.

• принцип результативности и гарантированности.

Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня психического развития детей.

Логопедические игры и упражнения применяются в:

- индивидуально – подгрупповой работе

- фронтальных занятиях

в области «Коммуникация», «Познания», «Социализация», «Здоровья».

Особое внимание в своей работе уделила методической разработке – долгосрочный проект «Говорим правильно. Звуки [Л] [ЛЬ]» (речевые игры и упражнения) для детей старшего дошкольного возраста. Включила разнообразные игры и упражнения по развитию общей и мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); по коррекции звукопроизношения; по речевому развитию; по фонематическому восприятию; конспекты занятий; чисто говорки, художественная литература, мастер – класс для родителей, речевое развлечение.

В итоге была проведена диагностика, показала повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- организация систематической игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач.

- использование логопедических игр и упражнений в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.

Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у ребенка потребности в овладении речью.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2002.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

4. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1993.

5. Чистякова И. А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников. СПб., 2006.

6. Максаков А. И. Учите играя. – М., 1983.

7. Скворцов И. В. 100 логопедических игр. – СПб., 2005.

Приложение

Картотека речевых игр и упражнений

Игры по ознакомлению со звуковой стороной речи

«Как звучит слово»

Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.

«Вспомни разные слова»

«Стоп, палочка» (подбор слов прилагательных)

«Подбери подходящее по звучанию слово» (птичка - синичка)

«В слове есть звуки»

Цель: показать, что слова звучат потому, что в них находятся звуки, звуки разные.

«Подскажи звук»

«Какое слово задумано»

«Какой звук потерялся»

«Что здесь не так» … абор)

Звучащее слово - следование одного звука за другим.

Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенной последовательности.

«Назови первый звук»

«Слова длинные и короткие»

«Назовите слово»

«Кто найдет короткое слово»

«Слово может прошагать»

«Поймай мяч» (короткое, длинное слово)

Звуки в слове можно выделять

Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слове, самостоятельно подбирать и называть слова с определенным звуком.

«Назови звуки»

«Придумай слова с заданным звуком»

«Назови это слово по-другому»

«Придумай слово на последний звук»

«Найди вкусное слово»

«Покажи картинку и слово двухсложные, трехсложные и т. д.»

«Купи игрушку» (в название есть два слога)

«Рассели слова по домикам»

Начало и конец слова

Цель: показать детям, что слоги следует один за другим; в слове есть начало и конец.

«Конец слова за тобой»

«Отгадай слово»

«Придумай слова со слогами за -»

Слоги в слове звучат по- разному

Цель: понимать, что слоги в слове звучать по-разному.

«Как звучат части в слове»

«Минутку учим говорить» (звучание частей слова)

В слове есть ударение

Цель: закреплять умение выделение слогов в слове, учить детей определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове.

«Что такое ударение»

«Куда положим палочку»

«Как зовут друзей»

Публикации по теме:

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)
Опубликовано: 12 октября 2013 в 13:50
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....