МААМ-картинки

Речевые игры по словообразованию

Анна Сенич
Речевые игры по словообразованию

В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к зиме.)

1.«Назови детеныша животного». (Словообразование существительных с чередованием звуков в корне слова и без изменения звуковой структуры корня слова).

(Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «Союз», 2001, с. 140)

Волк – волчонок еж – ежонок лось – лосенок лиса – лисенок медведь – медвежонок белка – бельчонок заяц – зайчонок олень – олененок бобер –бобренок рысь - рысенок

2. «Один – много» (Морфемное словообразование существительных. Суффиксальный способ).

Публикация «Речевые игры по словообразованию» размещена в разделах

Один волчонок – много волчат, один ежонок – много ежат, один лосенок – много лосят, один лисенок – много лисят, один медвежонок– много медвежат, один бельчонок – много бельчат, один зайчонок – много зайчат, один бобренок – много бобрят, один олененок – много оленят, один рысенок – много рысят.

3. «Эхо». (Образование причастий).

Пасется – пасущийся, лежит – лежащий, прячется – прячущийся, жует – жующий, бежит – бегущий, спускается – спускающийся, поднимается – поднимающийся, спасается – спасающийся, сбрасывает – сбрасывающий, растет – растущий, пьет – пьющий, плывет – плывущий, защищается – защищающийся, кричит – кричащий, пугается – пугающийся.

4. «Подбери слова-родственники». (Образование однокоренных слов)

Олень – олений, олененок, по – оленьи, олениха, оленина.

Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина. Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи. Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина. Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.

Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться. Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосятина, лосиный. Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.

5. Игра «Назови ласково». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Медведь – мишка, мишенька, лапа – лапка, морда – мордочка, шкура – шкурка, ухо – ушко, след – следок, хвост – хвостик, зуб – зубик, язык – язычок, голова – головка, головушка.

6. «Назови – чей, чья, чье». (Образование притяжательных прилагательных).

Хвост волка – волчий хвост

голова ежа – ежиная голова

рога лося – лосиные рога

нос лисы – лисий нос

шерсть медведя– медвежья шерсть

хвост белки – беличий хвост

детеныш зайца – заячий детеныш копыта оленя – оленьи копыта

7. «Продолжи предложение». (Образование сравнительной степени прилагательных)

Этот медведь сильный, а другой медведь еще …сильнее. Этот лиса красивая, а другая еще …красивее.

Этот лось крупный, а другой еще …крупнее.

Этот олень умный, а другой еще … умнее.

Эта рысь осторожная, а другая еще … осторожнее.

Этот волк страшный, а другой еще …страшнее. Этот медвежонок забавный, а другой еще … забавнее.

8. «Закончи предложение. Повтори всё предложение.» (Образование возвратных глаголов). Ежиха играет с ежатами, а ежата что делают….играются.

Лисица кормит лисят, а лисята что делают….кормятся.

Волчица прячет волчат, а волчата что делают? …прячутся.

Белка балует бельчат, а бельчата что делают? …балуются. Лиса устраивает нору, а лисята что делают? …устраиваются. Медведица воспитывает медвежат, а медвежата что делают? …воспитываются. Зайчиха спасает зайчат, а зайчата что делают? … спасаются. Мама зайчиха учит зайчонка, а малыш что делает? …учится. Мама зайчиха чешет малыша, а зайчонок что делает…чешется. Мама волчица облизывает малыша, а волчонок что делает…облизывается.

9. «Эхо» (Образование существительных от прилагательных).

Беличья – белка, меховой – мех, лисий - лиса, кожаный – кожа, шерстяной – шерсть, жировой – жир, волчья – волк, ежиная – еж, олений – олень, медвежий – медведь, заячий – заяц,, холодный – холод, теплый – тепло, семейный – семья.

10. «Добавь словечко». (Образование притяжательных прилагательных).

Зимой (чей… наряд выглядит серым (беличий). Мягкие (чьи… рога принуждают оленей жить в редком лесу, чтобы не задевать рогами за сучья (оленьи). (Чей… вой слышен зимой далеко в лесу (волчий). (Чья… шубка спасает ежей от врагов (ежиная). (Чья… хитрость хорошо всем известна из русских народных сказок (лисья). Отличительным признаком зайцев служат (чьи… уши, благодаря которым у него отличный слух (заячьи). (Чья… шерсть очень густая и плотная, чтобы зимой в берлоге медведю было тепло (медвежья).

11. «Закончи предложение» (Образование глаголов совершенного вида).

Этот заяц бежал, а другой уже прибежал.

Этот еж ел, а другой уже съел.

Этот лось прятался, а другой уже спрятался.

Этот олень жевал траву, а другой уже прожевал.

Эта белка отдыхала, а другая уже отдохнула.

Этот лосенок вырастал, а другой уже вырос.

Этот бобер плыл, а другой уже приплыл.

Эта лиса защищалась, а другая уже защитилась.

Этот медведь кричал, а другой уже прокричал.

Этот олень сбрасывал рога, а другой уже сбросил.

12. «Назови действия». (Образование глаголов с помощью приставок).

Олень бежит – прибежит, забежит, убежит, выбежит, перебежит, отбежит, добежит. Рысь поедает (добычу, выедает, съедает, объедает (у добычи только лакомые кусочки, редко питается падалью, недоедает. Когда хлеб начинает наливаться, медведь появляется на полях, садится на землю и в таком положении ползает туда и сюда, чтобы с большим удобством подносить ко рту колосья. Ползать, уползать, приползать, отползать, переползать, выползать, заползать, сползать. Лось (ходит быстро и подолгу) ходит – уходит, переходит, выходит, заходит, сходит, проходит, отходит. Бобр строит (плотину) – отстроит, построит, перестроит, выстроит, достроит, надстроит, застроит, простроит.

13. «Большой и самый большой» (Образование существительных с помощью суффиксов).

заяц – зайчище лапа – лапища ухо – ушище хвост – хвостище нос – носище глаз – глазище сила – силища

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование навыка звукового анализа «Веселая карусель»Дидактическая игра на формирование навыка звукового анализа «Веселая карусель» Цель: Развивать фонематическое восприятие; учить подбирать слова к звуковым схемам. Ход игры: Логопед демонстрирует детям карусель.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры по словообразованию
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 14:44
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД