Папки-передвижки

Речевые пятиминутки

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Речевые пятиминутки

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Публикация «Речевые пятиминутки» размещена в разделах

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнение на развитие дыхания,высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

3. Упражнения по развитию мелкой моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

4. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

5. Упражнения по развитию общей моторики. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

«Осень»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Разговор деревьев»

Говорит дуб – «Д-Д-Д. !» (низким голосом). Молвит березка - «Т-Т-Т!».

3. Развитие мелкой моторики

«Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибать по одному пальчику)

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку (спокойно положить руки на стол)

4. Речевая зарядка

Любит осень жёлтый цвет:

С жёлтым дождиком рассвет,

Пожелтевшую траву

И опавшую листву,

Листьев жёлтые страницы,

Улетают когда птицы.

Погрустить любит с утра

Осень - жёлтая пора.

5. Координация речи с движением

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

«Сад. Фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Увидели очень большое яблоко – «0-0-0!». Какая огромная груша – «У-У-У!».

3. Развитие мелкой моторики

«Фрукты»

Мы с закрытыми глазами

Фрукты выбирали.

Их потрогали, поели –

Сразу угадали.

Мягкий, сладкий был банан.

Очень кислый был лимон.

Сладкий, сочный апельсин,

Нам попался лишь один.

Яблоко гладкое,

Хрустящее и сладкое.

И на вкус приятная,

Груша ароматная. (Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты)

4. Речевая зарядка

Так бывает каждый год:

Весною ранней он цветёт,

И будто солнышка привет,

Его душистый нежный цвет.

Ароматен он, пригож

И на солнышко похож.

Привлекает пчёл и ос

Мой любимый абрикос

5. Координация речи с движением

«В сад»

В сад с друзьями мы пошли,

Много фруктов там нашли.

Сливы, груши мы сорвали.

Яблоки все отыскали.

Фрукты мы с друзьями мыли,

Их в кастрюлю положили.

Варим вкусный мы компот.

С нами кто его попьет?

Всем нальем мы не стесняйтесь,

Подходите, угощайтесь! Дети ходят по кругу

Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

Наклоняются вниз.

Имитация движений.

Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают.

Смотрят направо –налево.

Наливают компот, качают головой.

Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой.

«Наш город»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Большой дом - «Ах!» Маленький дом – «Ух»

3. Развитие мелкой моторики

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для ребят -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

4. Речевая зарядка

Есть у каждого на свете

Свой родимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала

И печалилась порой,

Если мама после сада

Нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели,

Мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше

И проснулся интерес:

Про родной и славный город

Разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем

Жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может

Обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы

И про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров,

Знаменитых земляков.

Я всё-всё про город знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им,

Нашим городом родным!

5. Координация речи с движением

«Мы по городу шагаем» Импровизация движений.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем.

Светофоры и машины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

«Транспорт»

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка» «Лопатка» «Качели» «Окошко»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Гудит поезд - «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина - «Би-би-би-би».

3. Развитие мелкой моторики

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

4. Речевая зарядка

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

5. Координация речи с движением

«Машина»

Би-би-би (Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Гудит машина.

Тук-тук-тук- (Ритмично хлопают руками)

Мотор стучит.

-Едем,едем,едем,- (Ритмично потопывают ногами).

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу- (Потирают ладони)

Они шуршат.

Быстро крутятся колёса. (Делают ритмичную «вертушку» руками)

Та-та-та-

Вперёд спешат!

«Перелетные и зимующие птицы»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

3. Развитие мелкой моторики

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. («зовущие» движения пальцев)

Приготовлю крошки, хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны! (катающие движения руками)

4. Речевая зарядка

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец

Весенний —

Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

5. Координация речи с движением

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

кружатся

приседают

почесывают пальчиками грудь

убегают на места

Сидя, взмахивают кистями рук

«Зима»

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка» «Трубочка» «Качели» «Лопатка» «Часики»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Воет вьюга - «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Стихает вьюга - «С-с-с-с-с-с».

3. Развитие мелкой моторики

Падал снег на порог (Дети медленно опускают руки на стол)

Кот слепил себе пирог (Прижимают ладонь к ладони)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки. (Опять показывают, как лепят пирог)

4. Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

5. Координация речи с движением

«Снеговик»

Давай дружок, смелей, дружок Дети идут друг за другом изображая, что

Кати по снегу свой снежок, катят перед собой снежный ком.

Он превратился в снежный ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками

И станет ком снеговиком «Рисуют» снеговика из трёх кругов

Его улыбка к светла Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла Показывают глаза, прикрывают голову

Но солнце припечёт слегка- Ладошкой, показывают нос, стоят прямо,

Увы! И нет снеговика. Держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.

Публикации по теме:

Что нам стоит дом построить? Речевые игры по словообразованию. 1. «Назови дом, в которой 1,2,3,4,5 и много этажей». (Образование сложных прилагательных). Дом с одним этажом – какой? - одноэтажный дом.

Дидактическая игра «Речевые кубики»Дидактическая игра «Речевые кубики» Дидактическая игра «Речевые кубики» Направленность: речевое и познавательное развитие. Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой.

Дидактическая игра «Речевые экскурсии в природу»Дидактическая игра «Речевые экскурсии в природу» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Речевые экскурсии в природу». Целью данного пособия является:.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

«Бабочка». Речевые игры * Бабочки чрезвычайно привлекательные создания; трудно поверить, что они начинают жизнь ползучими гусеницами и только позже превращаются.

Речевые игры «Гусеница» * Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют голову, а туловище их состоит из двенадцати члеников, на трёх передних помещаются настоящие.

Речевые игры «Муравьи» * Муравьи живут обществами. Голова у муравьёв сравнительно велика. Челюсти сильно развиты, обыкновенно широкие, плоские, на внутреннем крае.

Речевые игры «Насекомые» Игра «Один – много". Одна бабочка – много бабочек один шмель – много шмелей Игра «Эхо» (образование форм прошедшего времени глагола). Бабочка.

Речевые игры «Пчела» * Если в теплый летний день вы услышали деловое гудение, то это означает, что поблизости летает пчела, только что выбравшаяся из цветка,.

Речевые уголки в группах Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые пятиминутки
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 07:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД