Речевые запинки.

Ольга Трифонова
Речевые запинки.

Речевое развитие ребёнка не всегда проходит гладко. Системы, отвечающие за речь, развиваются с разной интенсивностью, с разной скоростью, поэтому иногда случаются сбои, нестыковки, запинки. Иногда в период интенсивного развития (чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет) в речи ребёнка появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата, которое является серьезным поводом для срочной коррекционной работы, называется заиканием.

Очень важно не путать заикание с речевыми запинками несудорожного характера, когда ребёнок начинает повторять не только звуки и слоги, но даже слова и предложения или прерывать речь молчанием. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы как следствие того, что мышление опережает развитие речевой возможности ребёнка: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью и ребёнок не в состоянии сразу вербально оформить свои мысли и желания. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Физиологические запинки могут возникнуть и под неблагоприятным воздействием социума, при задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи или при нарушении высшей нервной деятельности у ребенка в результате:

- неблагоприятной наследственности;

- внутриутробных и послеродовых травм;

- перенесенных болезней;

- неблагоприятного речевого окружения;

- педагогической запущенности (неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспитание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.);

- резкой одномоментной травмы (испуг).

Если не происходит осложнений, то со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают и запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться.

Как предотвратить или помочь ребенку с физиологическими запинками? Прежде всего нужно позаботиться об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения:

1. Создать для ребенка определенный и твердый режим, который вырабатывает привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

2. По возможности исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорить между собой спокойно, с минимумом эмоций).

3. Не оказывать негативного внимания к повторам ни выражением своего лица, а тем более словами и поступками.

4. Окружить ребенка ласково-требовательным отношением. Потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

5. Если ребенок левша, не переучивать его.

6. Удостовериться, что ребенок знает, что его любят таким, какой он есть.

7. Помнить, что запинки и повторы естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Развитие речи.

1. Устранить недостатки звукопроизношения к 5 годам.

2. Развивать словарный запас, совершенствовать фонетическую и грамматическую стороны речи ребенка.

В основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения) или недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет смысл высказывания из-за несогласованности слов в предложении, логическую последовательность изложения).

3. Развивать связную речь, которая способствует нормализации плавности и темпа речи у детей. Необходимо обучить умению выделять и осознавать правила построения (программирования) внутреннего, содержательного и внешнего, языкового планов рассказа с помощью опорных пунктов в виде картинок, предметов, игрушек, конкретных и наводящих вопросов, которые облегчают ребенку формулировать свои мысли, правильно строить свой ответ, сообщение. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т. д.) речью.

Публикации по теме:

Анкета для родителей младших дошкольников по речевой активности детей (подготовка к педсовету) Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Эта анкета поможет нам лучше разобраться в вопросе развития речи наших детей.

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Речевые запинки.
Опубликовано: 22 мая 2013 в 07:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...