Получи документы

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Ирина Магасумова
Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.

Евгений Доманский

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии

Публикация «Рефлексия занятия как „занимательное дело“» размещена в разделах

1. По содержанию:

• устная рефлексия

• письменная рефлексия

2. По цели:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера, «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик-многоцветик».

рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия. «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».

рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).

3. По типу занятия :

• после усвоения содержания материала

• промежуточная рефлексия

• контрольная рефлексия

• итоговая рефлексия

4. По форме деятельности:

• индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

• групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

• фронтальная (выборочная)

• коллективная

5. По функции:

• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)

• интеллектуальная рефлексия

6. По способам проведения:

• анкета

• вопрос

• символ

• таблица

• ситуация

• рисунок

Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву) :

• проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

• организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

• коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

• смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

• мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

• коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:

1) физическая рефлексия (успел / не успел);

2) сенсорная рефлексия ( самочувствие: комфортно / дискомфортно);

3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.

Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Ход: Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры

"У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.

Задание понятно? Приступайте". .

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Расскажи, что у вас получилось?

2. Получился ли у вас совместный рисунок?

3. Как вы договорились, что будете рисовать?

4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?

5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?

6. Как вы их преодолели?

7. Вы доволен тем, что получилось?

8. Легко ли Вам было работать в паре?

9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?

10. Чему Вы сегодня научились?.

Особенности проведения рефлексии :

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.

Рефлексия занятия как «занимательного дела»

это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости» : саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Рефлексия

«Ресторан» Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушеного доклада. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все коллегиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение:

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,

Педагог предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Прикреплённые файлы:

refleksija_tdr2s.pptx | 924,29 Кб
 
Публикации по теме:

Дело для души!Дело для души! Ка и у каждого любого человека, так и у воспитателя, есть свое любимое дело, помимо работы. в те минуты свободного времени, каждый выбирает.

«Все дело в шляпе»«Все дело в шляпе» С 8 июня по 18 июня 2015 года в нашем детском саду №3 г. Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа прошел конкурс "Все дело в шляпе". Подведение.

Фотоотчёт об осеннем празднике «Всё дело в шляпе»Фотоотчёт об осеннем празднике «Всё дело в шляпе» Фотоотчёт осеннего праздника «Всё дело в шляпе» Весело и интересно проходят праздники в нашем детском саду «Золотая рыбка» К празднику для.

Игра — дело серьезное «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо сами по природе своей – радость и счастье.» Виктор Мари Гюго Детство – безмятежная.

Конспект полоролевого физкультурного занятия с девочками подготовительной группы «Всё дело в шляпе»Конспект полоролевого физкультурного занятия с девочками подготовительной группы «Всё дело в шляпе» Кол-во: 8 девочек Место: спортзал Форма: гимнастическая Программное содержание: Настроить на предстоящую совместную двигательно-игровую.

Консультация для родителей «Карандашная стружка  в дело!» Консультация для родителей «Карандашная стружка – в дело!» Как занять любимое чадо, чтобы ему было интересно? В то же время это занятие.

Развитие представлений об окружающем мире и о себе «Занимательное путешествие» .

Развлечение на лето «Все дело в шляпе» Все дело в шляпе Ход развлечения: Зал украшен рисунками детей и родителей, на центральной стене – коллаж шляп. Под музыку входит воспитатель.

Рефлексия в НОД «Смайлики»Рефлексия в НОД «Смайлики» .

Стенгазета «Всё дело в шляпе»Стенгазета «Всё дело в шляпе» На протяжении трёх недель мы с ребятами изучали темы «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Дети очень заинтересовано работали на всех занятиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рефлексия занятия как «занимательное дело»
Опубликовано: 22 января 2016 в 06:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД