МААМ-картинки

Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование

Марина Ерезеева
Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование

Узоры чувашской земли

Л. Г. Васильева

Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет

«Узоры чувашской земли»

Месяц Тема образовательной ситуации Группа задач

Сентябрь

«Вот красавицы-матрешки русские, хороши-

не рассказать»

Публикация «Региональный компонент, Л, Г, Васильева „Узоры чувашской земли“, Планирование» размещена в разделах

Познакомить с происхождением раскладывающихся кукол-матрешек как символом народного искусства. Обучать освоению их признаков (цвет, часть и целое, величина, количество). Обучать соотнесению предметов по величине. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки русские, хороши-

не рассказать» Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие русской матрешки, принадлежащей разным художественным промыслам (семеновские, полхов-майданские и др.) Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки чувашские, хороши-

не рассказать» Вызывать интерес к рассматриванию изделий декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в ЧР. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки татарские, хороши-

не рассказать» Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки мордовские, хороши-

не рассказать» Развивать эстетические чувства детей. Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Октябрь «В царстве дымковских игрушек» Развивать способность видения разнообразных образов, характерных для дымковской игрушки. Вызвать чувство радости и эмоциональную отзывчивость на красоту и пластичность форм. Обучать выделению в дымковской росписи полосатых и клетчатых узоров, называнию сочетания цветов.

Октябрь «В царстве дымковских игрушек»

Настольный театр кукол Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Формировать первичные представления о свойствах игрушки (цвете, размере, количестве, части и целом). Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь

Октябрь «Русская матрешка вся такая ладная, яркая, нарядная» Развивать эстетические чувства детей. Развивать интерес к действиям с русской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Обучать соотнесению предметов по величине.

Октябрь «Удивительный мир чувашских матрешек» Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Ноябрь «Чудесные куколки-татарские матрешки» Приобщать к миру татарской народной культуры. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие татарской матрешки. Развивать интерес к действиям с татарской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом).

Ноябрь «Чудесные куколки-татарские матрешки» Развивать в процессе игр с народными игрушками зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Стимулировать развитие коммуникативных умений. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Совершенствовать моторику пальцев, координацию руки и глаза (соединение рисунка на двух половинках матрешки)

Ноябрь «Тряпичные куколки чувашские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызывать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.

Ноябрь «Тряпичные куколки русские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Развивать интерес к действиям с русской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Стимулировать развитие коммуникативных умений. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Декабрь «Тряпичные куколки татарские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Декабрь «Тряпичные куколки мордовские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызывать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.

Декабрь «Волшебный город дивных игрушек» Формировать общее представление о народной игрушке, ее разнообразии и красоте. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие народных игрушек многообразных видов (куклы-матрешки, тряпичные куклы, дымковские игрушки, разнящихся по этнографическим мотивам (русские, чувашские, татарские, мордовские). Закрепить представление о том, что они отличаются элементами узор. Развивать способность видения необычных и разнообразных образов, характерных для них.

Декабрь «Волшебный город дивных игрушек»

Развлечение Предоставить детям возможность участия в развлечениях и праздниках этнокультурной тематики в качестве непосредственных участников. Развивать в процессе игр с народными игрушками зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их.

Декабрь

Художественно-дидактические игры «Откроем матрешку», «Найди сестричек», «Матрешки перепутались», «Матрешка потерялась»

Формировать умение активно участвовать в играх, носящих этнокультурный оттенок, свободно пользоваться народными игрушками. Формировать умение выделять из ряда матрешек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу, действовать по речевому сигналу.

Январь Художественно-дидактические игры «Соберем матрешки», «Разберем матрешку», «Расставим матрешек по кругу», «Расставим матрешек по росту» Формировать умение самостоятельно действовать с шестью местными матрешками: открывать, разбирать, сравнивать по величине, выстраивать в ряд и в круг, вкладывать друг в друга, подбирать части и совмещать их в соответствии с рисунком.

Январь Сюжетные игры «Чаепитие», «Уложим куклу спать» Обеспечить связь игры этнокультурной направленности с конструированием. Инициировать самостоятельное конструирование объектов из строительного материала с учетом их функциональности на основе постановки сюжетно-игровых задач (построить кроватку для укладывания куклы спать, стул-чтобы посадить ее за стол, по словесно и наглядно обозначенному условию-размеру сооружения для использования в игровой деятельности.

Январь Настольно-печатная игра «Найди сестричек по одежке» Формировать умение подбирать части и совмещать их в соответствии с рисунком, действовать по речевому сигналу. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук, координацию руки и глаза.

Февраль «Купила Марусе чувашские бусы бабуся…»

Лепка Развивать интерес к бусам как к предмету украшения по мотивам чувашских народных изделий. Обучать лепке несложных украшений по мотивам чувашского народного искусства-бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье (бусы белые или черные, или зеленые, или красные, или желтого цвета-одного из названных цветов, путем складывания кусочка пластилина между ладонями кругообразными движениями для получения шарообразной формы. Обучать чередовать их по размеру и количеству (большая бусина-маленькая бусинка, 2 большие бусины-2 маленькие бусинки; в середине все большие бусины, а на концах-маленькие бусинки)

Февраль

«Купила Марусе мордовские бусы бабуся…»

Лепка

Закрепить знания о круглой форме, размере, цветах. Обучать лепке несложных украшений по мотивам мордовского народного искусства-бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье (фарфоровые и позолоченные). Развивать глазомер и зрительный контроль за движениями рук и кончиков пальцев в процессе лепки.

Февраль «Пестрядинная ткань «улача» для чувашской матрешки»

Рисование Развивать интерес к созданию выразительного образа праздничной одежды для кукол-матрешек по мотивам чувашского узорного ткачества. Обучать созданию композиции клетчатого узора на бумаге прямоугольной формы путем чередования вертикальных и горизонтальных одноцветных полос для получения квадратов-клеток и размещения по их середине или краям разноцветных горизонтальных и вертикальных полос в два ряда. Обучать передаче своеобразия цветовой гаммы чувашского ткачества и выбору цвета для полос.

Март «Красно-белая ткань в крупную клетку для мордовской матрешки»

Рисование Формирование способностей к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности.

Март «Ожерелье из бус для чувашских (мордовских) куколок»

Лепка Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности.

Развивать творческие действия и способность самостоятельного создания выразительного образа декоративно-прикладного искусства средствами лепки. Развивать глазомер и зрительный контроль за движениями рук и кончиков пальцев в процессе лепки.

Март «Русские матрешки в дождь испортили одежки»

Рисование Развивать желание создавать в технике рисования образы предметов русского декоративно-приклодного искусства («ткань» для сарафанов матрешек) узорами (пятнами, мазками, точками, кругами, линиями разной длин и ширины и разной направленности). Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета гуашевых красок на основе своеобразия цветовой гаммы русского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать доброе отношение у народным игрушкам. Развивать способность сопереживать их неудачам, желание помогать им.

Март «Кавалеры и барышни, как вы чудо хороши: брюки полосатые, юбочки клетчатые, на полосках точки, а вокруг кружочки»

Рисование Обучать выделению новой композиции дымковской росписи-клетчатого узора, заполненного одинаковыми узорами (кругами) на юбке барыни, полосатого узора-точками на брюках кавалера.

Обучать созданию выразительного образа, используя клетчатый узор из чередования полос с кругами и точками-горошинами (юбка барыни) и полосатый узор из чередования полос с точками-горошинами (брюки кавалера). Обучать использованию для создания узоров теплых цветов (красный, оранжевый, желтый) и одного холодного цвета (зеленого или синего).

Март «Праздник народной игрушки-куклы (чувашской, русской, татарской, мордовской» Предоставить детям возможность участия в развлечениях и праздниках этнокультурной тематики в качестве непосредственных участников. Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Развитие декоративно-игрового творчества.

Апрель «Полосатые коврики-половинки «печек кавирсем» для чувашских куколок-малюток»

Аппликация Развивать чувство цвета при чередовании и наклеивании цветных полосок. Стимулировать желание создавать свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляя творчество. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетание цветов, узоров и фона.

Апрель «Полосатые и клетчатые ткани – пестрядь «улача» для друзей чувашских кукол Сарине и Сентти»

Рисование Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (образа праздничной одежды для кукол-мальчиков, кукол-девочек) по мотивам чувашского узорного ткачества путем чередования вертикальных и горизонтальных одноцветных полос для получения квадратов-клеток и размещения по их середине или краям разноцветных горизонтальных и вертикальных полос в 2 ряда. Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам-народным игрушкам.

Апрель «Хоровод дружбы матрешек и кукол (чувашских)»

Рисование Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета гуашевых красок для рисования с фоном бумаги на основе своеобразия цветовой гаммы чувашского декоративно-прикладного искусства. Стимулировать желание создавать свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляя творчество.

Апрель «Хоровод дружбы матрешек и кукол (русских)»

Рисование Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (образа праздничной ткани для матрешек, дымковских барышень и кавалеров) по мотивам русской матрешки и дымковской росписи на основе использования разнообразных узоров (мазки, линии разной длины, ширины и направленности, точки и круги).

Май «Хоровод дружбы матрешек и кукол (татарских)»

Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике аппликации (образа праздничной ткани для матрешек) по мотивам татарского декоративно-прикладного искусства из готовых растительных форм (тюльпанов и колокольчиков, чередуя их по цвету и величине на определенном цветном фоне (зеленого или розового цветов).

Май

«Веселье» красок лоскутного одеяла (чувашского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации с сиянием солнца (узоры солнц в чувашском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам чувашских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с чувашским узором)

Май «Веселье» красок лоскутного одеяла (татарского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации с красотой цветов (узоры тюльпанов в татарском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам татарских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с татарским узором)

Май «Веселье» красок лоскутного одеяла (русского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации со спелыми ягодами (узоры ягод в русском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам русских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с русским узором)

Публикации по теме:

Национально-региональный компонент как способ социализации воспитанника Россия - многонациональная страна. Каждый регион уникален,это отчетливо отображается на формировании предметно-пространственной среды детских.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников "Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников" Весь мир мой храм Любовь -моя святыня Отечество – вселенное.

Доклад «Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сосногорска Доклад по.

Конспект лепка в старшей «Первоцветы» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Художественно-эстетическое развитие– Лепка (22.03.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Первоцветы».

Перспективное планирование работы по приобщению младших дошкольников к основам правового воспитания (региональный компонент) Задачи: Младшая группа (от 3 до 4 лет): • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. • Продолжать формировать.

Региональный компонент. Дидактическая игра. Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения.

Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома» Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные: создать условия для воспитания семьянина, продолжателя.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в нетрадиционной форме работы с родителями «Образование должно быть направленно на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование
Опубликовано: 31 августа 2017 в 23:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД