Региональный компонент в работе учителя-логопеда

Ирина Владимировна Годыльшина
Региональный компонент в работе учителя-логопеда

Доброго вам времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вам свой опыт работы. В соответствии с новыми требованиями к структуре образовательной программы изучение регионального компонента должно составлять не менее 20 %. Наше дошкольное учреждение большое внимание уделяет изучению регионального компонента. С целью осуществления преемственности с педагогами в своей работе я так же решила использовать региональный компонент. Так как основная цель логопедических занятий- устранение речевых нарушений дошкольников я решила подобрать такой материал, который бы позволял решать основные задачи – закреплять правильное звукопроизношение и формировать речевые навыки дошкольников.

С целью закрепления правильного звукопроизношения на каждый трудный звук, отрабатываемый на занятиях я стала подбирать материал и оформлять его в картотеки. В картотеки вошли:

(На примере звука Л)

• Названия: растений, животных, грибов, рыб, птиц, насекомых, относящихся к Усть-Кутскому району.

• К каждому из них подобрала соответствующий иллюстративный и речевой материал –стихи, считалки, пословицы и поговорки, речевки, пальчиковые игры

Затем возникла идея оформить имеющийся материал в альбомы для формирования звукопроизношения. Альбомы получили названия «Сибирская азбука».

Материал в них расположен следующим образом:

• Название растения (животного и пр.)

• Краткий справочный материал

• Лексический материал

• Стихи для закрепления звука в связной речи слайд 8

• Стихотворения

• загадки, пословицы и поговорки

Например. в альбоме по формированию звука «Л» всего представлено 32 вида животных, птиц, рыб, растений, насекомых нашего края. В ходе работы альбомы я пополняю новым иллюстративно-речевым материалом. Такие же альбомы я сделала для звуков "С"-"З", "Ц", "Ш"-"Ж", "Р". Сейчас занимаюсь подборкой материала для альбома на звуки "Ч"-"Щ".

Альбомы удобно использовать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а картотеки удобно использовать в совместной работе с воспитателями и родителями детей.

Были подобраны дидактические игры:

«Кто где живет?»

«Логопедические бусы»

Региональный компонент в работе учителя-логопеда

«Жители тайги»

«Как зовут тебя, деревце?»

Детям предлагала такие задания, как:

• Подбери травоядных животных, хищных, птиц, растения (на заданный звук);

• Исключи лишнее животное (лось-волк- белка- крокодил)

• Подбери детенышам их мам (белка-бельчата, волчица-волчата)

• Собери на шнурок картинки птиц (животных, растений и т. п) нашего края и расскажи об одной из них;

• Выбери картинку с животным (птицей, рыбой и пр.) на заданный звук и составь краткий рассказ

Закрепляя правильное звукопроизношение и формируя у детей речевые навыки, развивала такие психические процессы как, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание.

В процессе работы с использованием регионального компонента создано презентаций к индивидуальным и подгрупповым занятиям, например, такие как: «Животные нашего леса», «Погружение на дно Байкала», «Знакомство Лунтика с нашим городом», «Космическая азбука», «В зоопарке», «Подводный мир», «Путешествие пчелки Майя» и другие

В прошлом учебном году в рамках городского конкурса был изготовлен макет г. Усть-Кута и реки Лены.

На подгрупповом занятии вместе с детьми мы заселили его теми рыбами, растениями и животными, которые обитают (растут) в Усть-Кутском районе.

Каждый ребенок выбирал животных, птиц рыб и растения с тем звуком, произношение которого отрабатывалось на занятиях.

С середины сентября совместно с родителями и детьми мы создали книгу, где каждый ребенок стал автором собственной странички.

К каждому звуку, над которым ребенок работал на занятиях, его родителями были подобраны иллюстрации с представителями растительного и животного мира нашего края, в названиях которых есть соответствующие звуки. Так звуки «Л»-«ЛЬ»есть в словах лось, малина, елец. Поэтому иллюстрации этих животных, растений и представлены на странице книги вместе с буквой «л». К «своим» звукам- буквам дети делали разную работу – рисунки, аппликации, мини-коллажи.

Вместе с родителями они по- своему каждый украшали свои странички, подбирали речевой материал: загадки, пословицы, стихи.

Работа над своими страничками продолжалась на подгрупповых занятиях. Например, ребятам предлагается небольшой рассказ о жительнице нашего края, в чьем название есть звук «Р»– рыси, об ее внешнем виде, образе жизни. Для упражнения в подборе слов на определенный звук, ребятам предлагалось ответить на вопросы - какие еще названия птиц, грибов начинающихся на звук «р» они знают: через ответы на вопросы, решение различных проблемных ситуаций увеличивался словарный запас детей, расширялась их речевая практика, развивалось умение работать в подгруппах. Каждый на своей странице сделал ту букву, которая обозначала отрабатываемый детьми звук. Единственное требование, предъявляемое к буквам - их объемность, было выдвинуто в связи с необходимостью развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму.

Поэтому родители для своих детей приготовили необычный материал-мех, фольгу, губки для мытья посуды, крупу, ткань, макаронные изделия.

Закрепление правильного звукопроизношения- совсем непростое для будущих первоклассников, и порою довольно однообразное дело, требующее многократного повторение слогов, слов, с заданным звуком, Но работа с книгой не утомляла детей, а вызывала у них интерес- каждому хотелось украсить свою страничку как можно лучше. Они сравнивали свою работу с работой товарищей, отгадывали загадки друг друга, гордились, когда хвалили и благодарили за помощь их родителей.

Работа с макетом, создание книги позволило в новой, нетрадиционной форме закреплять правильное произношение, формировать речевые навыки детей, закреплять графический образ звуков, развивать мелкую моторику.

Таким образом, использование регионального компонента в логопедической работе позволяет:

Расширять словарный запас детей, воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Работать в тесном сотрудничестве с родителями;

• Осуществлять взаимодействие с педагогами ДОУ.

Желаю Вам успехов в работе!

Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Региональный компонент в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 15:33
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...