Региональный компонент в работе учителя-логопеда

Ирина Владимировна Годыльшина
Региональный компонент в работе учителя-логопеда

Доброго вам времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вам свой опыт работы. В соответствии с новыми требованиями к структуре образовательной программы изучение регионального компонента должно составлять не менее 20 %. Наше дошкольное учреждение большое внимание уделяет изучению регионального компонента. С целью осуществления преемственности с педагогами в своей работе я так же решила использовать региональный компонент. Так как основная цель логопедических занятий- устранение речевых нарушений дошкольников я решила подобрать такой материал, который бы позволял решать основные задачи – закреплять правильное звукопроизношение и формировать речевые навыки дошкольников.

С целью закрепления правильного звукопроизношения на каждый трудный звук, отрабатываемый на занятиях я стала подбирать материал и оформлять его в картотеки. В картотеки вошли:

(На примере звука Л)

• Названия: растений, животных, грибов, рыб, птиц, насекомых, относящихся к Усть-Кутскому району.

• К каждому из них подобрала соответствующий иллюстративный и речевой материал –стихи, считалки, пословицы и поговорки, речевки, пальчиковые игры

Затем возникла идея оформить имеющийся материал в альбомы для формирования звукопроизношения. Альбомы получили названия «Сибирская азбука».

Материал в них расположен следующим образом:

• Название растения (животного и пр.)

• Краткий справочный материал

• Лексический материал

• Стихи для закрепления звука в связной речи слайд 8

• Стихотворения

• загадки, пословицы и поговорки

Например. в альбоме по формированию звука «Л» всего представлено 32 вида животных, птиц, рыб, растений, насекомых нашего края. В ходе работы альбомы я пополняю новым иллюстративно-речевым материалом. Такие же альбомы я сделала для звуков "С"-"З", "Ц", "Ш"-"Ж", "Р". Сейчас занимаюсь подборкой материала для альбома на звуки "Ч"-"Щ".

Альбомы удобно использовать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а картотеки удобно использовать в совместной работе с воспитателями и родителями детей.

Были подобраны дидактические игры:

«Кто где живет?»

«Логопедические бусы»

Региональный компонент в работе учителя-логопеда

«Жители тайги»

«Как зовут тебя, деревце?»

Детям предлагала такие задания, как:

• Подбери травоядных животных, хищных, птиц, растения (на заданный звук);

• Исключи лишнее животное (лось-волк- белка- крокодил)

• Подбери детенышам их мам (белка-бельчата, волчица-волчата)

• Собери на шнурок картинки птиц (животных, растений и т. п) нашего края и расскажи об одной из них;

• Выбери картинку с животным (птицей, рыбой и пр.) на заданный звук и составь краткий рассказ

Закрепляя правильное звукопроизношение и формируя у детей речевые навыки, развивала такие психические процессы как, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание.

В процессе работы с использованием регионального компонента создано презентаций к индивидуальным и подгрупповым занятиям, например, такие как: «Животные нашего леса», «Погружение на дно Байкала», «Знакомство Лунтика с нашим городом», «Космическая азбука», «В зоопарке», «Подводный мир», «Путешествие пчелки Майя» и другие

В прошлом учебном году в рамках городского конкурса был изготовлен макет г. Усть-Кута и реки Лены.

На подгрупповом занятии вместе с детьми мы заселили его теми рыбами, растениями и животными, которые обитают (растут) в Усть-Кутском районе.

Каждый ребенок выбирал животных, птиц рыб и растения с тем звуком, произношение которого отрабатывалось на занятиях.

С середины сентября совместно с родителями и детьми мы создали книгу, где каждый ребенок стал автором собственной странички.

К каждому звуку, над которым ребенок работал на занятиях, его родителями были подобраны иллюстрации с представителями растительного и животного мира нашего края, в названиях которых есть соответствующие звуки. Так звуки «Л»-«ЛЬ»есть в словах лось, малина, елец. Поэтому иллюстрации этих животных, растений и представлены на странице книги вместе с буквой «л». К «своим» звукам- буквам дети делали разную работу – рисунки, аппликации, мини-коллажи.

Вместе с родителями они по- своему каждый украшали свои странички, подбирали речевой материал: загадки, пословицы, стихи.

Работа над своими страничками продолжалась на подгрупповых занятиях. Например, ребятам предлагается небольшой рассказ о жительнице нашего края, в чьем название есть звук «Р»– рыси, об ее внешнем виде, образе жизни. Для упражнения в подборе слов на определенный звук, ребятам предлагалось ответить на вопросы - какие еще названия птиц, грибов начинающихся на звук «р» они знают: через ответы на вопросы, решение различных проблемных ситуаций увеличивался словарный запас детей, расширялась их речевая практика, развивалось умение работать в подгруппах. Каждый на своей странице сделал ту букву, которая обозначала отрабатываемый детьми звук. Единственное требование, предъявляемое к буквам - их объемность, было выдвинуто в связи с необходимостью развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму.

Поэтому родители для своих детей приготовили необычный материал-мех, фольгу, губки для мытья посуды, крупу, ткань, макаронные изделия.

Закрепление правильного звукопроизношения- совсем непростое для будущих первоклассников, и порою довольно однообразное дело, требующее многократного повторение слогов, слов, с заданным звуком, Но работа с книгой не утомляла детей, а вызывала у них интерес- каждому хотелось украсить свою страничку как можно лучше. Они сравнивали свою работу с работой товарищей, отгадывали загадки друг друга, гордились, когда хвалили и благодарили за помощь их родителей.

Работа с макетом, создание книги позволило в новой, нетрадиционной форме закреплять правильное произношение, формировать речевые навыки детей, закреплять графический образ звуков, развивать мелкую моторику.

Таким образом, использование регионального компонента в логопедической работе позволяет:

Расширять словарный запас детей, воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Работать в тесном сотрудничестве с родителями;

• Осуществлять взаимодействие с педагогами ДОУ.

Желаю Вам успехов в работе!

Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Региональный компонент в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 15:33
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...