Региональный компонент в воспитании дошкольников

Людмила Овсянникова
Региональный компонент в воспитании дошкольников

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм оберегается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Исходя из этого, выбрали следующие приоритетные направления в своей работе.

Во-первых, ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. И они должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, считалки).

В-третьих, изучение детского календарного фольклора через участие ребят в календарно - обрядовых праздниках, подчинённые ритму природы, одухотворённые живой радость существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, непосредственно связанного с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В-четвертых, знакомство детей с народной декоративно росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 г. ФГТ. Одно из изменений связано с реализуемыми в дошкольных учреждениях образовательными программами, которые, как рекомендовано в ФГТ, должны соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, принципу этнокультурной соотнесённости дошкольного образования, а также сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.

Реализуя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» Бабаевой Т. И, Гогоберидзе А. Г., Михайловой З. А., которая предполагает внедрение в образовательный процесс регионального компонента, данное содержание в нашем учреждении успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») и другими направлениями.

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

• участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

• обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе;

• участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада;

• развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о малой Родины.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Знакомство дошкольников с родном краем, приобщение к его культуре, будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка, которая связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда в ходе образовательной деятельности устанавливается связь поколений и noзнание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого. Мы стараемся создать фольклорно-насыщенную среду. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, частично должны быть национальными, присущими данной географической местности. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Следует подчеркнуть, что эффективность воспитания дошкольников при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

• административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в ДОУ;

• организационно-методическом: сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов:

воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о городе, в котором живёт ребёнок.

Подводя итог, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении на краеведческом материале позволяет решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей:

• формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

• развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);

• формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Систематическая работа педагогов, родителей и других взрослых людей способствует постепенному расширению понятия «родной дом». Это уже и родной город, родной край. Позже - не только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля - наш общий родной дом.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Региональный компонент в воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 августа 2013 в 14:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...