МААМ-картинки

Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Юлия Владимировна Промисанова
Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это очень важный период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Если обратиться к проблеме патриотического воспитания это можно считать продолжением традиции, заложенной выдающимися учеными – педагогами : К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.

Публикация «Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждое время рождает своих героев Мы, педагоги, должны помчь появиться этим героям нашего времени и воспитывать настоящих патриотов России.

Кого же можно назвать патриотом?

Психологи и педагоги считают, что чувства детей наиболее быстро развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству. У детей старшего дошкольного возраста формируется уже начала сложных чувств, например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.

Нравственное развитие ребенка в большей степени зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эстетическими эталонами.

Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнения ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Дошкольный возраст – это возраст становления основ личности, имеет свои возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относиться чувство патриотизма. Если патриотизм представить, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенока еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему – то, быть ответственным уже в любом деле.

В возрасте от 3-6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Перед тем, как ребенок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживать человеческому чувству.

Сочувствовать – это понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развить способность ребенка к сопереживанию и к переживанию.

Для развития у ребенка способности сопереживать и сочувствовать существует многообразие игр, беседы таких как: «Добро и зло», «Друг в беде не бросит», «Друг заболел», «Уроки вежливости», «Как понять другого человека»

Мы говорим о развитии всей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, трудиться, бережно относиться к природе. На основе этого, можно предложить проблемные ситуации: «Я и другие», «Узнай себя», «Я с тобой не буду играть, так как ты плохой» и т. п.

Чтение и обсуждение сказок «Золушка» и «Дюймовочка»

Ребенок должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к трудящемуся человеку, воспитание и стремление трудиться на общую пользу. Чтобы воспитывать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни человека, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.

Воспитывая в детях положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем у них трудолюбие – важные моральные качества личности.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание ребенка дошкольного возраста. Благодаря этому разностороннему воспитанию, зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.

Гражданско – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Педагоги могут создать детям помощь в освоении мира социальных отношений, где мораль помогает удерживать ребенка в рамках норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, это осознанная необходимость.

Первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве – это нравственно – моральные качества личности. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно – патриотическим ценностям.

Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности следует иметь в виду, что воспитание гражданина – это значит воспитывать у ребенка любовь, привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; бережное отношение к родной природе и всему живому, вызвать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают ребенка с родным домом и ближайшим окружением.

Наша задача, как педагогов отобрать из полученных ребенком впечатлений, понятные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни, общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

У ребенка дошкольного возраста может вызвать интерес прежде всего места, где он родился и живет. Родная природа, любовь к родине, любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это формирует любовь к родному краю. Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающем, стремление ценить и беречь труд людей.

Здесь важны специально организуемые наблюдения за трудовой деятельность, умение привлечь их внимание к труду доходчиво, объяснить.

Созидательная сила труда открывается ребенку через участие в общественно – полезных делах. От того, как ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений, зависит становление личности. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине и заложить начала патриотических чувств.

Педагог помогает открыть Родину ребенку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Беседа на эту тему не сложна – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он поймет цену завоеванного для него счастья.

Быть гражданином России – это быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.

К этому всему можно подвести итоги, что фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольное детство -важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 16:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД