Рекомендации для родителей по активизации лексикона детей раннего возраста

Наталья Спиридонова
Рекомендации для родителей по активизации лексикона детей раннего возраста

Рекомендации для родителей по активизации лексикона детей раннего возраста

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

Народное воспитание придает большое значение общению взрослого с малышом. Это общение начинается с первых дней жизни ребенка и длится всю жизнь. Народное творчество сопровождает все жизненно важные события в жизни малыша, каждые его день и час. Народное слово звучит в различные режимные моменты: в момент засыпания и пробуждения, питания, игры. Песенка может утешить, успокоить, она ласкает и воспитывает, заставляет задуматься, помогает развивать способности.

Очень хорошо, если в семье, где воспитывается малыш, есть бабушки и дедушки, а еще лучше прабабушки и прадедушки. Тогда напевное народное слово постоянно с рождения звучит в устах его родителей и воспитателей в виде незатейливых песенок, приговорок, закличек и. т. п.

Закличками называют стихотворные обращения к явлениям природы, растениям и животным. Заклички являются народным видом фольклора и переходили из поколения в поколение с древних времен. Они помогают в стихотворной форме познакомить ребенка с явлениями природы, животными, насекомыми. Дети на лету запоминаю простые и веселые заклички.

Вот некоторые из них:

Божья коровка,

Улети на небко,

Там твои дети плачут,

По лавочкам скачут.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Значимое место в народной педагогике занимают различные игры с пальчиками и ручками, которые сопровождаются приговорками, припевками, простыми хлопками поглаживаниями.

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Конечно, на первых этапах родители играют ручками малышей. Еще малыш учится оперировать мелкими предметами, развитие мелкой моторики стимулирует и речевое развитие.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;

разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения, но в пассивной форме, то есть родители сами сгибают, разгибают пальчики малыша и совершают другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке - это стимулирует работу речевого центра. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. С 10–11 месяцев можно учить ребёнка самого выполнять движения пальчиками и ручками.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить:

катать между ладошками и пальчиками шарики, шишки, орехи и палочки разного размера;

рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно;

барабанить пальцами обеих рук по столу;

хлопать в ладоши тихо и громко;

соединять палец к пальцу две кисти руки.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (гладим бельё, варим суп и т. д.)

Всем известные "Сорока. " и "Ладушки" это тоже пальчиковые игры.

Ребенок делает вид, что мотает ниточки и приговаривает:

Котик

Котик ниточки мотает

На клубочек навивает.

(руки сжаты в кулачки, перед грудью делается «моталочка»)

Котик ниточки мотает

На клубочек навивает.

Делать это нужно поочередно – наматывать то к себе, то от себя, меняя так же темп движений и проговаривания. Малыши делают «моталочку» с помощью взрослого.

Ладушки

Ладушки, ладушки!

(хлопаем в ладоши)

Испечем оладушки,

(«печем оладушки»)

На окно поставим,

(протягиваем руки вперед)

Остывать заставим.

(машем руками)

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

(потираем большой, указательный и средний пальцы каждой руки)

Воробушки сели,

Оладушки съели.

(тремя пальцами одной руки стучим по ладони другой)

- ШШ! Полетели!

(помахали и на голову положили)

Домик

Пальцы сжать в кулачок, затем поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять -

(разгибаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять -

(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак)

Топ! Хлоп!

Хлоп! Раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас.

(хлопаем в ладоши)

А теперь скорей – скорей,

Хлопай, хлопай веселей!

(хлопаем по коленочкам)

Топ! Раз, еще раз,

Мы потопаем сейчас.

(руки на поясе, топаем поочередно каждой ножкой)

А теперь скорей – скорей,

Топай, топай веселей!

(руки на поясе, перетопы на месте)

Повторяя слова несколько раз, можно увеличивать темп и речи и движений.

Колыбельные песни являются ценным источником материала для бесед с детьми и родителями. На границе между сном и явью малыш легко усваивает и богатство напевной родной речи, и запоминаются буквально с грудного возраста. Колыбельные звучат в числе первых слов ребенка, начавшего говорить.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток,

Там птички поют –

Тебе спать не дают.

Спи-ка, маленький,

Вырастешь удаленький.

Будешь жить – поживать,

Не лениться, работать!

Потешки способствуют эмоциональному и речевому развитию ребенка, а также установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком. От того как проснется ваш малыш, зависит настроение, с которым он проведет целый день. Поэтому, почаще улыбайтесь своему ребенку и не забудьте сделать ему потягушечки!

Едва открыв глаза, ваш малыш хочет видеть самое родное и знакомое ему лицо – маму. Проснувшись, ребенок должен ощутить Ваше присутствие, защиту и, конечно же, увидеть улыбку. Ваша улыбка подтвердит ему, что все хорошо, что он в безопасности. Используя для пробуждения потешки, Вы поднимите малышу настроение. Теперь отличный день вам и вашему крохе обеспечен!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Утром солнышко проснулось.

Деткам в окна улыбнулось.

Ты, котеночек, вставай,

И кроватку заправляй.

Песенками и потешками, различными присловьями сопровождали всевозможные режимные моменты, такие как: мытье, кормление, причесывание, одевание и т. д.

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чистая водичка умоет наше личико,

Вымоет ладошки, намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чисто умываемся, маме с папой улыбаемся!

Ах, водичка хороша! Хороша водичка!

Искупаем малыша, чтоб сияло личико!

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

рыбки и утята.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги вправо, брызги влево,

Стало мокрым наше тело.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки быстро – быстро!

Маленькие модницы, когда у них вырастают длинные волосы, не любят причесываться, капризничают. Но если во время этой процедуры использовать потешки, она пройдет незаметно для малышки.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся - Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету, уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету, приговариваю:

"Ты расти, расти, коса, всему городу краса".

Накормить малыша из ложки – это подчас трудная задача. Есть присказки и песенки, которые можно использовать во время кормления малышей:

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

В семье малышей стараются похвалить за какие-то достижения, ободрить, если что-то не получается, если они делают успехи в развитии. Большую роль в этом играет мягкий юмор:

Катя умница – разумница!

Про это знает вся улица.

Петух и курица,

Пастух Ермошка,

Да я немножко!

Маленькие дети часто плачут, а взрослые порой не знают, что с этим делать шутливые припевки способны успокоить и утешить малыша, изменить его настроение.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь!

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть.

Кокли – мокли,

Глазоньки промокли,

А кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

Порой тяжело приходится родителям во время одевания малыша на прогулку. Зачастую дети плачу, капризничают, а иногда и дерутся. Во время этой процедуры родителям так же могут помочь потешки.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Еще один режимный момент, который не обходится без потешек и песенок – это прогулка. Во время прогулок малыш очень тесно соприкасается с природой, общаясь с насекомыми, птицами, животными, наблюдая за природными стихиями и явлениями. Все это пробуждает у малыша любовь ко всему живому и помимо прочего развивает речь.

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

На овсяный колосок!

Улитка, улитка,

Вытяни рога,

Дам кусок пирога!

Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети нас, обогрей!

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Малышей удивляют и радуют все эти явления. Поэтому надо чаще обращать на них внимание, комментировать все, объяснять. Тогда эти слова быстрее появятся в лексиконе малыша. А еще можно придумать различные игры с природным материалом, таким как: шишки, желуди, орехи, горох и бобы. Горох с бобами можно перемешать в одной емкости и предложить ребенку накормить петушка и цыплят. Петушку откладывать бобы, а цыплятам – горох. А можно предложить перемешивать фасоль с горохом, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

Грецкий орех можно перекатывать между ладошками, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Шишки можно так же перекатывать между ладошками или катать по столу, приговаривая:

У сосны и елки

Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Можно зажать между ладоней массажную щетку для волос и, покатывая между ладоней приговаривать:

Гладит мама ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Во время таких игр можно использовать маленькие массажные мячики:

Мячик сжать поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильней,

А головушка – умней.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: с малышом надо постоянно разговаривать комментировать все увиденное, пояснять непонятное, разъяснять то, на что малыш обратил внимание. Детская книга является неотъемлемой частью среды, окружающей ребенка. Важно, чтобы книга была средством общения с ребенком, средством его развития.

Публикации по теме:

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Автор публикации:
Рекомендации для родителей по активизации лексикона детей раннего возраста
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 22:56
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...