Папки-передвижки

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Наталья Седоплатова
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Ребенку в любом возрасте комфортнее находиться рядом с мамой, и его легко можно понять. Однако не все мамы могут постоянно находиться дома: многим из них приходится выйти на работу, а малыша при этом не с кем оставить. Поэтому решение отдать ребенка в детский сад – для родителей зачастую вынужденная мера.

Считается, что чем раньше детей отдают в сад, тем проще они привыкают. Объяснение простое: у малышей краткосрочная память. Вскоре после ухода мамы их внимание переключается на происходящее вокруг. Поэтому адаптация ребенка ясельной группы в детском саду порой занимает всего несколько дней. Однако не следует брать этот стереотип на галочку: в каком бы возрасте вам ни пришлось отдать малыша в детский сад, главное, чтобы ему было максимально удобно при адаптации, иначе все правила и старания окажутся бесполезны.

Публикация «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного

общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из

них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие —

соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем

старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Что же дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения. И в первую

очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста ребенок нуждается в общении с

другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении

с учителями. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых

нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила

«человеческого общежития» и учатся соблюдать их.

В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. С ним

проводятся специальные занятия — лепка, рисование, пение, аппликация, конструирование, развитие речи,

физкультура, ознакомление с социальной действительностью, основы математических представлений и т. п. ,

которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку часто бывает понастоящему интересно.

Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение

самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведению

порядка после игры — посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые

ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре

месяца пребывания в детском саду.

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный

период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди,

меняются приемы воспитания, обстановка. Адаптация (от лат. «приспособляю») -сложный процесс

приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом,

социальном, психологическом. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан

со значительным напряжением всех физиологических систем организма. Адаптивные возможности ребенка

дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и

длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению

темпа психофизического развития.

У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратковременный и

быстрый, аппетит (в детском саду много новых блюд, пропадают ранее приобретенные навыки (например,

ребенок становится нечистоплотным наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания:

плачут, зовут маму, прячутся от детей).

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.

1 — 16 дней — легкая;

16—32 — адаптация средней тяжести;

от 32 до 64 дней — тяжелая.

Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного

уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 —2 недели. У ребенка преобладает радостное

или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими

предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с

группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания

взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация. В этот период сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение целого

месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние его нестабильно в течение месяца,

наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач,

крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и

заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти

дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со

взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы:

бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) — в течение двух

недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую

активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со

слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный

стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач,

негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест, либо отсутствует активность

при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность,

напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в

деятельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания — более трех раз, длительностью более

десяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться рост и

прибавка в весе.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода :

возраст ребенка;

состояние здоровья;

уровень развития;

умение общаться со взрослыми и сверстниками;

сформированность предметной и игровой деятельности;

приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ :

отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

наличие у ребенка своеобразных привычек;

неумение занять себя игрушкой;

несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослыми.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим

типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в

детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную

картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При

терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От

старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым

условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи

период.

В первое время когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел,

лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3

месяца.

Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об

общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли

«мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители

волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию

к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его

присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на

тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ,

некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.

Рекомендуется, наоборот, как можно дольше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим

мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, -

это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети

проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей,

показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?Рассказать ребенку, что такое

детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим

детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и

спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое

событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Какие могут возникнуть проблемы при адаптации

Проблемы могут возникать самые разные. Многое зависит от характера ребенка, опыта педагогов, состава группы. Необходимо внимательно наблюдать за малышом, каждый день просить его подробно рассказать, как прошел его день.

Нельзя игнорировать следующие вещи:

частые болезни;

отказ от приема пищи в садике;

приступы необоснованной агрессии, когда малыш дерется, царапается, кусается;

отставание в развитии по сравнению с другими малышами;

социальная дезадаптация, когда ребенок постоянно играет один;

резкие изменения в поведении (например, до садика малыш был спокойный и ласковый, а стал агрессивным, капризным и злым);

постоянные жалобы на воспитателя, его придирки, наказания (здесь необходимо аккуратно разобраться, правда ли это или вымысел малыша);

ухудшение поведения, перенимание у одногруппников плохих черт и поступков (ребенок начинает говорить плохие слова, дерется и так далее).

Публикации по теме:

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша. Этап и интересный, и трудный. Интересный – так как каждый день Ваш малыш.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 09:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД