Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию

Екатерина Власова
Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка»

350078, г. Краснодар, ул. Тургенева № 146, тел. /факс (861) 220-57-51, 220-45-07

E-mail: detsad228@kubannet.ru

Рекомендации для воспитателей

по заполнению

педагогического представления

на ребенка

на психолого-медико- педагогическую комиссию

Составители:

Е. С. Власова учитель-логопед

Е. Е. Кондрашова учитель-логопед

2013

От авторов

Данные рекомендации разработаны в помощь воспитателям групп по заполнению педагогического представления на детей.

В работе предоставлено краткое описание речевых нарушений по классификации Р. Е. Левиной (общее недоразвитие речи I, II, III – уровней, а так же варианты заполнения характеристики на ребёнка. Это позволяет педагогу адекватно и верно оценить уровень развития воспитанника, грамотно сформулировать и описать результаты педагогического обследования.

Рекомендации адресованы воспитателям.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р. Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина»«машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения — ударение, количество слогов, интонацию и т. д. («тутя»«рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа»«кофта», «свитер» и т. д.).

Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т. е. неязыковых) средств — жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т. д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины, составленного по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Вика. Бика. Сены. Сены. Вика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др., грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки», мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т. д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Дети с 1-ым уровнем речевого развития получают Логопедическую помощь с 2,5 — 3-летнего возраста в специализированных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тена ника.»«Дай желтую книгу.», «Де кася ися асом.»«Дети красят листья карандашом.» и т. д.) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол, «синя каландас» (синий карандаш, «де юка» (две руки) и т. д.

Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи.»«Утка лежит под стулом.»; «Асик ези таи.»«Мячик лежит на столе.» и т. д. Однако по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «за» и т. д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т. д.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил»«не налил», относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной»«грибы», вместо «лисий»«лиска» и пр., существительных со значением действующего лица «молочница»«где пьют молоко») и т. д.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед»«велосипед», «китити»«кирпичи»).

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», Паша В. испытывал трудности при передаче их последовательности и содержания: «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт». («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят»).

Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста в специальных группах со сроком обучения 3 года.

3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов («в», «на», «под» и т. д.).

В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т. д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола»«встал из стола» и т. д.). На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение данной категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка»«горшочный», «человек, который дома строит»«доматель» и пр., использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик»«мой-чик»; вместо «лисья»«лисник» и пр.). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению зву-ко-слоговой организации производного (т. е. вновь образованного) слова, вместо «нарисовал»«са-явал», вместо «мойщик»«мынчик» и т. д. Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина»«сумка», вместо «перчатки»«эти, на руки которые» и т. д.).

Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод»«водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию»«икусавод паводит икуси» и т. д.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т. д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, Дима К. составил следующий рассказ по серии картин «Зимние развлечения»: «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»)».

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года.

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР I

Общие сведения о ребенке:

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

- не сформированы

-снижены

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

- сформированы по возрасту

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы не усваивает

- материал программы усваивает с трудом

Развитие речи:

- речь состоит звуко-комплексов,

- речь состоит из звуко-комплексов, звукоподражаний,

- речь состоит звуко-комплексов, лепетных слов.

Математика: математические навыки не сформированы

ИЗО: навыки ИЗО деятельности не сформированы

Заключение педагога:

- программный материал не усваивает

- программный материал усваивает с трудом

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР II

Общие сведения о ребенке:

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

-снижены

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена

- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук

недостаточно сформирована.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы усваивает с трудом

Развитие речи:

- на вопросы отвечает однословно

- простым предложением из двух, трех слов

- затрудняется в пересказе и составлении рассказов даже с помощью

Педагога

- стихи не запоминает, запоминает с трудом

Математика: математические навыки

- владеет счетом в пределах (не владеет)

- геометрические фигуры (различает, путает)

- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины)

ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии

формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования, затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно, цвета основные не различает, путает, различает.

Заключение педагога:

- программный материал усваивает с трудом

- программный материал не полностью

- знания по программному материалу снижены, значительно снижены

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР III

Общие сведения о ребенке:

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

- в пределах возрастной нормы

-соответствуют возрасту

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

- сформированы

- соответствуют возрасту

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, неполный; мелкая моторика нарушена,

развита по возрасту; ребенок быстро утомляется

- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук

недостаточно сформирована, нарушена, соответствует возрастной

норме.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы усваивает с трудом, усваивает.

Развитие речи:

- рассказ составляет по наводящим вопросам, его связность резко

нарушена. (если у логопеда написано связная речь не сформирована)

- затрудняется в составлении рассказов, пересказов; отмечаются

пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые

несоответствия (если у логопеда написано связная речь фразовая

аграмматичная)

- стихи не запоминает, запоминает с трудом

Математика: математические навыки

- владеет счетом в пределах (не владеет)

-порядковый и боратный счет…

- геометрические фигуры (различает, путает)

- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины,

сравнивает предметы величины)

- временные понятия (путает,называет)

ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии

формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования; затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно; цвета основные, оттеночные не различает, путает, не использует различные цвета и оттенки, различает. При закрашивании не регулирует нажим на карандаш.

Заключение педагога:

- программный материал усваивает не полностью

Примечание: При НСЯ заключение педагога – программный материал ребенок не усваи

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию
Опубликовано: 29 мая 2013 в 19:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего возраста
Тема: « На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. ( Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем. 20 – 30...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного мышления и...
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...