Рекомендации логопеда родителям

Гюзелия Муратова
Рекомендации логопеда родителям

Речевое развитие вашего ребенка существенно отличается от речевого развития сверстников?

Вам необходима консультация специалистов: педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога. Важно, понадобится также помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего это нужно было сделать вчера!

Вы не только решили обратиться к специалистам, но и хотите сами помочь своему ребенку?

Для конструктивного решения этих проблем вам предлагается: наблюдать за ребенком и фиксировать его состояние (изменения, трудности и достижения) в «Записной книжке».

Записная книжка родителей.

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать ваше взаимодействие со специалистами (логопед, психолог, воспитатель, детский психиатр, невролог) и выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Прежде всего, постарайтесь ответить на вопрос: «Что именно больше всего вас тревожит?».

1. Отметьте, что у вашего ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест, при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание?

2. Вы считаете, что у вашего ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание. Это сигнал о грубых речевых нарушениях! Но беспокойство также может вызвать:

– задержка на стадии называния: ребенок в конкретной ситуации называет предметы (как правило, по образцу на уровне заданному взрослым, долго задерживается на уровне их обозначения, предложения не строит, в общении с людьми вместо слов использует жесты, движения, возгласы и т. д. ;

– невнятная речь;

– не хочет говорить;

– в речи появились запинки.

3. Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, т. е. поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, т. е. история внутриутробного и раннего развития. Ответьте на следующие вопросы.

Как протекали беременность и роды?

Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм?

Как плакал ребенок (громко, тихо, напористо, слабо, высоко, низко?

Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?

Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли у вас ощущения, что малыш беспричинно плачет или заходится криком?

Слышались ли интонации в крике (если да, то когда они появились?

Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на ваше понимание?

Когда появился интерес к погремушкам или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?

Какие звуки, сочетания звуков произносил ребенок? Когда они появились, насколько разнообразными были, какими интонациями сопровождались (призывными, гневными, радостными и т. д. ?

Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались (призывными, гневными, радостными и т. д.? появились ли они самостоятельно или в ответ на ваше обращение?

4. Для целостного представления о личности и проблемах вашего малыша заполните анкету.

Состав вашей семьи.

Отношения ребенка с членами семьи.

Кому он отдает предпочтения? Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к нему или наоборот, гиперопеки?

Не сложилось ли у ребенка негативного отношения к кому-либо из членов семьи?

Кто занимается воспитанием ребенка?

Посещает ли ребенок дошкольные учреждения? Если да, нравится ли ему там?

Легко ли он контактирует с детьми и взрослыми? Радуется, если к вам приходят гости?

Избирателен ли он в общении?

Какую дистанцию предпочитает для общения с взрослым и со сверстником: короткую, среднюю, длинную?

Зависит ли речевая активность ребенка от степени его знакомства с другим человеком?

Улавливает ли он шутку в общении, играх?

Использует ли неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица, пантомимику (движения всего тела, жесты (движение отдельных частей тела? Что из них предпочитает?

Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. д. ?

Использует ли он речевые средства при обращении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы?

Понимаете ли вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами?

Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности?

Каковы его эмоциональные проявления? Считаете ли вы их адекватными, бурными, безразличными, сдержанными? Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку (радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагируя? Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?

Каковы его взаимоотношения с другими детьми? Является ли он фактическим лидером?

Понимает ли ребенок ваши эмоции?

Откликается ли на эмоциональные проявления, переживания других людей и книг? Может ли сопереживать?

Как вы можете определить характер ребенка (вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, послушный, ласковый? Беспокоит ли вас что-нибудь в его характере?

Есть ли у вас дома животные, птицы, растения? Каково отношение ребенка к ним?

Как ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск?

Чем больше всего любит заниматься ребенок? Какие книги, игрушки, игры и т. д. у него есть? Какие из них любимые?

В какие совместные игры вы играете с ребенком (сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения и т. д. ?

Каким образом привлекает вас ребенок к совместной игре (предлагает поиграть, посмотреть и т. д. ?

Играет ли вместе с вами в настольные игры?

Вовлекаете ли вы его в совместную игру и деятельность (накрывать на стол, убирать игрушки?

Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что играет? Наблюдает ли за окружающими?

Какие книги вы ему читаете? Запишите их названия.

Проявляет ли он интерес к картинкам или к содержанию? С какого возраста?

Есть ли у него любимые фильмы, пластинки и т. д.? Запишите их названия.

Любит ли рисовать? Если рисует, то о чем? Обращается ли он за помощью к взрослым, и в каких случаях?

Любит ли он лепить, конструировать, играть с мозаикой? Может ли выполнять задание по образцу, по представлению?

Как он решает возникающие трудности (плачет, обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам, спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами?

Есть ли у него потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется (кричит, уединяется, затихает, слушает музыку, рисует и т. д. ?

5. Ознакомьтесь с периодами развития речи.

6. Сопоставьте развитие вашего малыша с нормативами развития и отметьте, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении.

7. Отмечаем достижения:

– понимание речи;

– собственная речь;

– особенности общения.

Особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносить неговорящий ребенок. Неважно, если они произносятся неправильно. Запишите слово именно так, как ребенок произносит его. Например, ма /мама/, дя /дядя/, ди /иди/, биби /машина/. Если одним словом обозначается несколько предметов или действий, это тоже следует отметить. Например: ва – кошка, собака; туда – ехать, гулять.

Не забывайте все время выполнять этот список. Желательно ставить дату. Если существительных больше 20-30, целесообразно записывать другие части речи.

8. Отмечаем достижения:

– эмоциональные проявления;

– слуховое внимание;

– ритмические способности;

– игровая деятельность;

– рисование, конструирование;

– счет;

– бытовые умения и навыки;

– работоспособность.

Ваши наблюдения за достижениями и трудностями имеют первостепенное значение: выбор наиболее эффективных путей помощи и прогноз, так же как и диагноз, определяется в процессе обучения.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Рекомендации логопеда родителям
Опубликовано: 2 октября 2013 в 15:49
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...