Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.

Оксана Луконина
Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.

Успехи и достижения детей на занятии по изобразительному искусству во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в группе и на столе у каждого ребёнка, от наличия необходимого оборудования.

Столы и стулья можно расставить по разным схемам для удобства общения детей с педагогом и между собой.

Правильная организация пространства поможет детям почувствовать себя причастными к общему творческому процессу и в то же время получить достаточно места у себя на столе для выполнения индивидуальной работы.

Столы перед началом занятий рекомендуется накрыть прозрачной полиэтиленовой плёнкой (парниковой) без рисунка, чтобы ребята не боялись во время работы испачкать стол красками, клеем или другими материалами.

Рабочая одежда

На каждое занятие по искусству детям рекомендуется надевать рабочую одежду, чтобы не чувствовать скованность и не опасаться за свой повседневный костюм. Это может быть фартук, халат, а лучше всего подойдёт большая футболка, желательно тёмного цвета, с родительского плеча. Эту футболку ребёнок сможет самостоятельно надевать и быстро снимать после занятий. Рукава же собственной одежды на рисовании нужно засучить. Тогда рука будет более свободной в движениях.

Рабочий инвентарь

Вёдра, половая тряпка. Для работы красками, как известно, нужна вода. Хорошо подготовить два пластмассовых ведра (желательно разных цветов): из одного дети берут чистую воду, в другое сливают грязную. Это очень удобно как для ребят, так и для педагога: юным художникам не приходится далеко ходить за водой и отрываться от творческого процесса. Педагога это освобождает от муторной, неприятной чистки раковины после каждого занятия.

Краски

Чтобы ребёнок полюбил рисовать и творить чудеса на листе бумаги, необходимо с первого же занятия показать и объяснить, как правильно и эффективно пользоваться красками и другими сопутствующими художественными материалами.

На занятиях живописью следует растолковать детям, что краски – это большая ценность и надо учиться расходовать их экономно. Лучше всего на занятии поставить на стол одну-две коробки гуаши, а не раздавать краски всех цветов каждому ребёнку.

Вступительный текст может быть таким: «Мы открываем баночку с красками. Синяя, жёлтая, зелёная, фиолетовая… Какие же они красивые – новые, чистые! И чтобы сохранять эти краски чистыми в баночках, нам придётся пользоваться пластмассовыми палочками или ложечками., которыми мы будем выкладывать краски на палитру. Из этих чистых красок мы сможем создать на палитре огромное множество разнообразных цветов и цветосочетаний».

Дети выкладывают на палитру краски по своему усмотрению и в том количестве, которое им кажется необходимым.

Гуашевые краски перед началом работы надо размешать палочками до получения однородной (без комков) массы. А если вы видите, что они подсохли, то долейте в баночку немного воды и затем опять хорошо перемешайте. В таком случае ребята, начиная работу, не столкнуться с препятствием, которое их может отвратить от занятий уже на начальном (техническом) этапе.

Палитра

Палитра - глянцевая дощечка из оргстекла. Пластика, фарфора или других материалов. Предназначена для смешивания красок и получения разнообразных цветов. Палитра – важнейший атрибут любого живописца. Нет палитры – нет живописи. Оптимальная величина палитры примерно с лист А3.

Скользкая поверхность палитры при работе с водяными красками (гуашью, акварелью, темперой, акрилами) не даёт им впитываться, позволяет легко смешивать цвета, а в конце работы всё ненужное быстро стереть поролоновой губкой.

Кисточки

Для занятий живописью художнику нужны кисточки. В работе с водяными красками кисти должны быть круглые и мягкие (белка, колонок и др.). на занятиях каждому ребёнку нужны будут хотя бы две кисточки – тонкая и толстая. Толстой кистью дети будут раскрашивать большие поверхности на своём листе, рисовать крупные детали, а тоненькой кисточкой – дорабатывать, вырисовывать мелкие детали и фигуры.

Баночки

Баночка или стаканчик для воды – необходимый предмет для работы с водяными красками. Смешивая краску с водой, художник получает разнообразные по степени прозрачности оттенки одного и того же цвета. Дети в процессе обучения живописи учатся на практике, как производить эти манипуляции на палитре и использовать смеси в рисунке.

На протяжении занятия живописью ребёнок приучается самостоятельно менять воду в своём стаканчике, чтобы грязная вода, образовавшаяся в ходе работы, не начала вторгаться в цветовой строй рисунка. Детям обычно на первых порах очень нравится менять воду в стаканчиках.

Тряпочка

Тряпочка является чуть ли не самой главной вещью при работе с красками. Ею всегда можно убрать ненужные подтёки со своего рисунка. С помощью тряпочки удобно сделать тоненьким кончик у толстой кисточки.

Тряпочкой нужно вытирать кисточку после применения каждого цвета. Можно протереть руки и стол.

Пользование тряпочкой освобождает детей от многих волнений и страхов на занятиях рисованием.

Выкладывание краски на палитру

Чтобы научить детей смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, нужно объяснить им определённые правила расположения красок на палитре.

Чистая краска берётся ложечкой или палочкой и выкладывается маленькими, отстоящими друг от друга порциями по краям палитры.

В таком случае середина палитры в начале работы остаётся пустой, здесь автор рисунка и будет смешивать краски с водой и между собой. Такой порядок ведения работы позволит детям долго пользоваться красками, сохранять их незагрязнёнными.

Покажите своим подопечным, как выкладывать краски на палитру аккуратно, не разбрызгивая – в одной руке держать баночку с краской, а в другой – палочку. Сначала надо размешать палочкой краску в баночке, затем набрать намного на палочку и выложить на палитру. Краска плавно сползает с палочки, образуя на палитре маленькую цветовую кляксу.

На что обратить внимание

1. Держат ли дети в одной руке баночку с краской, а в другой – палочку, как это нужно для данной работы? Многим малышам трудно и непривычно пользоваться двумя руками одновременно. Педагогу следует иметь это в виду. Действия обеими руками сразу развивают координацию движений. Кроме того, при правильном обращении с баночкой и палочкой краска не проливается на стол или рисунок.

2. Не выкладывают ли дети слишком большое количество краски на палитру? Если краски останутся неиспользованными, их надо будет слить с палитры, а это жалко. Зачем лишние расходы?

3. Не выкладывают ли дети краски в центр палитры? Там должно быть всегда оставлено место для смешивания цветов.

4. Не выкладывают ли дети краски слишком близко одна к другой? В таком случае краски могут смешаться сами собой.

Создание условий в разных возрастных группах

детского сада

1. Наличие методической литературы по художественно – эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей группы

2. Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, репродукций и т. д.)

Материал для занятий

Занятия по рисованию:

*Бумага для рисования

*Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка или на подгруппу)

-младшая группа - 6 цветов;

-средняя группа – 12 цветов;

-старший возраст – 12, 18 или 24 цвета

*Простые карандаши

*Гуашь

*Палитры для смешивания красок

*Акварельные краски (со старшей группы)

*Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей

группы)

*Кисти беличьи или колонок (мягкие, круглые)

-младшие группы № 12, 10

-со средней группы добавляют № 8, 6

-старший возраст – добавляют широкие кисти для тонированная

*Банки или стаканы для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки

Занятия по лепке:

*Пластилин

*Глина

*Доски для лепки

*Стеки

*Тряпочки, салфетки

Занятия по аппликации:

*Цветная бумага

*Цветной картон

*Гофрированная бумага

*Бросовый материал – фольга, фантики от конфет и др.

*Ножницы для каждого ребёнка или на подгруппу (детские, небольшие с закруглёнными концами)

*Клей и кисти для клея

*Салфетки тканевые

*Салфетки пластиковые или клеёнки

*Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок работ (по лепке, аппликации, рисованию)

*Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности: освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)

Оформление изоуголка, создание условий для самостоятельной деятельности

*Расположение стола или мольберта в хорошо освещённом, доступном для детей месте

*Бумага для рисования - разного формата и разной формы, тонированная

*Цветные карандаши - начиная с младшей группы

*Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)

*Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)

*Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)

*Цветная бумага, картон

*Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)

*Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея

*Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей

*Альбомы-раскраски

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в младшей группеПредметно-развивающая среда в младшей группе Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим.

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Математика
Автор публикации:
Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.
Опубликовано: 12 ноября 2012 в 17:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...