Евгения Дашкина
Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей при помощи похвалы
Если вам хочется похвалить
кого-то — сделайте это немедленно,
а если поругать — отложите до завтра: возможно,
вы сочтете, что этого делать не стоит…
Роль педагога имеет большое значение в формировании мотивации у обучающихся. Огромное множество психологических факторов влияют на мотивацию, но сегодня я хотела бы остановиться на одном очень важном факторе таком как похвала.
Публикация «Рекомендации педагогам по формированию положительной мотивации у детей при помощи похвалы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Похвала - это хороший отзыв о ком-чём-нибудь, одобрение. Похвала ребенку — один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины и мотивации.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей.
Можно сказать с уверенностью, что похвала оказывает влияние на развитие личности ребенка.
Исследование профессора Стэнфорда Кэрол Двэк показало, что когда мы хвалим детей за их высокий интеллект, а не за трудолюбие, это ведет к ухудшению их результатов и снижению мотивации. Объясняется это тем, что дети, которых хвалили за их способности, а не усилия, чувствовали себя беспомощными при столкновении с неудачами. Они были уверены, что проблема скрыта в недостатке их врожденных навыков, а не в старательности и целеустремленности при решении поставленных задач.
Например, заниженная самооценка может формироваться от недостатка похвалы. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают. Еще одна сторона медали заключается в ….
Как сделать так чтоб похвала мотивировала детей, а не расслабляла?
Возьмите себе за правило:
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность!
Как часто мы ограничиваем нашу похвалу словами "Ты молодец!" и всё. А собственно, почему молодец, за что молодец - может быть не понятно. А когда тебя хвалят, а тебя не понятно за что, возникает какая-то неловкость что ли. Не ставьте своих учеников в неловкое положение!
Не хвалите ребенка за естественные вещи ориентируйтесь на зону ближайшего развития.
Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо слов «ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».
Похвала должна быть лично вашей. Всегда приятно осознавать, что именно тот педагог, от которого исходит похвала, ценит тебя, поэтому добавляйте что-то от себя: "особенно МНЕ понравилось, как ты быстро справился с полосой препятствий в эстафете! Я горжусь тобой!"
Когда хвалите ребенка обязательно упоминайте о том, что то, что он делает необходимо не только для своего собственного развития, но и для общего дела.
Спросите секрет успешного выполнения задания…можно поинтересоваться, что помогло ему достичь такого результата. Это даст возможность ребенку самому понять, что ему помогло и использовать это в будущем, ну и возможно вы действительно узнаете какой-то секрет).
Если хвалите то хвалите при всех, пусть остальные хотят получить вашу прекрасную мотивирующую похвалу.
Если, кажется что хвалить не за что? Может быть еще нет результата, похвалите за старание, упорство, похвалите за инициативу, за идею, за что угодно. Всегда есть за что похвалить, надо только подумать.
Начиная с сегодняшнего дня, каждый день, хвалите по этому принципу хотя бы одного ребенка и результаты не заставят себя долго ждать!
Уважаемые педагоги помните, о том, что кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, тактильное прикосновение, игры, общение – словом, все то, на чем строится настоящий язык понимания и доверия.
«Незаслуженная похвала может повредить лишь слабому,
но незаслуженный упрек способен и сильного сбить с пути».