Получи документы

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Елена Васильева
Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

УЧАЩИМСЯ

1 задание

• при подготовке к чтению, читайте текст шепотом или вслух, так вы заметите свои ошибки, лучше запомните содержание текста;

• читайте текст не слишком медленно, но и торопитесь, соблюдайте интонацию, знаки препинания;

• соблюдайте орфоэпические нормы;

• проговаривайте без ошибок географические названия;

Публикация «Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению» размещена в разделах

• если в тексте дано полное имя персонажа, например, Александр Сергеевич Пушкин, а дальше сокращенная форма – А. С Пушкин, нужно прочитывать инициалы полностью. Если даны только инициалы Л. С. Выготский, то произносим фамилию без инициалов (Выготский);

• если в тексте встречаются аббревиатуры, например, МГУ, ВДНХ, то произносим без расшифровки;

• обратите внимание на склонение числительных;

• во время чтения ведите пальцем по тексту, этот прием многим помогает;

• работайте над орфоэпическими нормами.

Орфоэпический минимум школьника

А

агЕнт

алфавИт

аэропОрты, им. п., мн. ч.

Б

балОванный,

прич.

баловАть

баловАться

Баловень

(судьбы)

балУясь

бАнты,

им. п. мн. ч

бОроду,

вин. п. ед. ч.

бралА

бралАсь

бухгАлтеров,

род. п. мн. н

В

вЕрба

вернА

вероисповЕдание

взялА

взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

включИшь

влилАсь

вложИв

вОвремя

ворвалАсь

воспринялА

воссоздалА

вручИт

Г

гналА

гналАсь

граждАнство

Д

давнИшний

дефИс

диспансЕр

добелА

добралА

добралАсь

довезЁнный

дОверху

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

доЯр

Е

еретИк

Ж

жалюзИ, ср. р. и

мн. ч.

ждалА

жилОсь

З завезенО

завезенЫ

завИдно

зАгнутый

зАгодя

закУпорив

закУпорить

зАнял

занялА

зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАсветло

зАтемно

звалА

звонИм

звонИт

звонИшь

знАчимость

знАчимый

зимОвщик

И

избалОванный

издрЕвле

Иксы

импЕрский

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпав

исчЕрпать

К

каталОг

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

кОнусы,кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАла

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь, кремнЯ

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

кУхонный

Л

лгалА

лЕкторы,лЕкторов род. п.

мн. ч.

лилА

лилАсь

ловкА

лыжнЯ

М

мЕстностей род. п. мн. ч

мозаИчный

молЯщий

мусоропровОд

Н

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший

нажитА

нажИлся-убрать

назвалАсь

накренИт

налилА

налИвший

налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал

началА

нАчали

начАв

начАвший

начАвшись

нАчатый

начАть

нАчатые

нЕдруг

недУг

некролОг

нЕнависть

ненадОлго

низведЁн

нОвости,новостЕй

нОгтя, род. п ед. ч.

нормировАть

О

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

ободрЁнный

ободрЁн

ободренА

ободрИшься

О

обострЁнный

обострИть

одолжИт

отключЁнный

откУпорил

отозвалА

отозвалАсь

Отрочество озлОбить

оклЕить

окружИт

опломбировАть

опОшлят

определЁн

оптОвый

освЕдомиться,

освЕдомишься

отбылА

отдалА

отдАв

Отзыв (на

публикацию)

П

партЕр

перезвонИт

перелилА

плодоносИть

повторЁнный

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт, позвонИшь

полилА

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял,

понялА

портфЕль

пОручни

послАла

(вы) прАвы

пОчестей

(она) правА

прибЫв

прИбыл

прибылА

прИбыло

придАное

призЫв

прИнял

прИняли

принУдить

прИнятый

принялсЯ

принялАсь

приручЁнный

прожИвший

прозорлИвапроцЕнт

Р

рвалА

С

свЁкла

сверлИт

сверлИшь

(она) серА

(вы)сЕры

сирОты

слИвовый

снялА

снятА

сОгнутый

создалА

созданА

созЫв сорИт

срЕдства,

им. п. мн. ч.

срЕдствами

стАтуя

столЯр

(она) стройнА

Оно) стрОйно

(вы)стрОйны

Т

тамОжня

тОрты

тОртов

тОтчас

У

убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИт

Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

Ч

чЕлюстей

чЕрпать

Ш

шАрфы

шофЁр

Щ

щавЕль

щемИт

щЁлкать

Э

экспЕрт

2 задание

• при чтении текста постарайтесь выделить основную мысль каждого абзаца, загибая пальцы (так вы сохраните микротемы);

• не пытайтесь пересказать текст подробно, главное при пересказе сохранить все микротемы;

• подчеркните в тексте ключевые слова; -цитату, которую необходимо включить в текст заучивать не нужно, она будет перед глазами;

• подумайте, куда лучше включить цитату при пересказе;

• при включении цитаты лучше использовать прямое цитирование.

3 задание

• не выбирайте рассуждение, вспомните композицию текста рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Если вы недостаточно владеете таким типом монолога, как рассуждение, то за одну минуту сложно выстроить полноценное монологическое высказывание;

• составьте рассказ или описание в рамках выбранной темы;

• обратите внимание на план-подсказку, он содержит краткую информацию о том, о чем вы должны рассказать;

• слушайте собеседника, его вопросы могут быть вам полезны;

• избегайте слов-паразитов, засоряющих нашу речь. В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные, частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, м-м-м, э-э-э, как его и другие, служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания;

• если монолог будет содержать больше десяти фраз, количество баллов за это задание не прибавится, но и не убавится;

старайтесь пользоваться контекстуальными синонимами: фотография, снимок, кадр; фотограф, автор снимка; изобразить, показать, запечатлеть; - при описании фотографии обратите внимание на название темы, именно от этого нужно отталкиваться и строить монолог; -при составлении монолога могут помочь следующие вопросы:

• Кто изображен на фотографии?

• Как он выглядит, где находится?

• Какое у героя выражение лица?

• Когда и кем сделан снимок?

• Какие чувства испытывает герой?

• Что привлекает вас в фотографии, какие чувства вызывает данный снимок?

Предлагаю примерные шаблоны монологического высказывания:

-описание фотографии.

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображён (а)(поход / рыбалка / последний звонок и т. д.)

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т. д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).

5. Мне кажется, фотографию сделал (учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).

6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)

7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)

8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны, потому что …

9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

- рассказ

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – …

2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).

3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на…

7. Кроме того, мы увидели …

8. Самым интересным оказалось, так как … (получили много впечатлений / получили полезный опыт)

9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это), потому что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового)

10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

-рассуждение

Композиция рассуждения: тезис - доказательства - вывод

1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).

2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).

3. Сделайте вывод. Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

К чему приводит данное явление?

Что оно значит?

Академик Д. С. Лихачев однажды сказал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!»

Хочется добавить, чтобы научиться составлять монологические высказывания, нужно просто их составлять, систематически выполняя домашнее задание по любому предмету

4 задание

• Четко отвечайте на вопросы, не отходя от темы.

• Соглашаться с экзаменатором не обязательно, важно представить свою точку зрения на данную тему, последовательно отстаивая её.

УЧИТЕЛЯМ

• Начинать систематическую работу с 5 класса по развитию навыков, связанных с соблюдением орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических норм (доклады, сообщения, защита проектов).

• Давать тексты, развивающие орфоэпические нормы:

1. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.

2. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счёта. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

3. Хотелось бы узнать новости. Давно не слышал новостей. Алфавитный порядок облегчит поиск. Общественность отозвалась на события. Аудитория правильно поняла лектора. Помощь прибыла тотчас. Страна отозвала своего представителя. Аэропорты закрыты ввиду сильных снегопадов.

4. Баба Яга, взглянув в зеркало и убедившись, что она красивее всех, решила занять свой досуг приготовлением целебного снадобья от коклюша. Заглянув в каталог, она взяла с полки бутылку настойки ирисов, откупорила её и отлила в кастрюлю, затем достала сушёный щавель, свёклу и жареный арахис, положила все ингредиенты в кастрюлю и долила воды доверху. Затем принялась варить смесь на огне, непрерывно помешивая. «Надеюсь, это снадобье облегчит страдания бедного Горыныча, и мы не будем читать некролог на его похоронах», - подумала старушка и занялась приготовлением тортов к празднику Хэллоуин. Избалованный змей Горыныч ждал, когда Яга ему позвонит, но она не соблаговолила это сделать, поэтому он хотел осведомиться, не готово ли снадобье. Весь день он питался тортами, творогом и сливовым сиропом, хотя у него был договор с врачом соблюдать диету. Чтобы отвлечься от еды, он убрал торты в кухонный стол и увлекся чтением ходатайства одного столяра. Столяр уведомил Горыныча о принятии строгих мер в случае, если змей не оставит в покое все кварталы и не перестанет мешать самолётам спокойно летать в аэропорты. Наконец, прибыл нанятый Ягой медицинский эксперт и принёс снадобье.

• Давать тексты, отрабатывающие произношение числительных:

1. Человек делает за день около 20 тысяч шагов, за год – до 7 миллионов, а за 70 лет – почти 500 миллионов шагов. Это значит, что за всю свою жизнь человек мог бы 9 раз обойти земной шар по экватору или преодолеть расстояние от Земли до Луны.

2. В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

3. В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили, а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фута).

4. Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Её вес — 40 тонн, длина — 5 метров 34 сантиметра, калибр — 89 сантиметров. Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце XVI века. Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.

5. 3 ноября 1957 года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. Его вес — 508 килограммов. За 2000 оборотов спутник прошёл около 90 миллионов километров. Это составляет 3/5 расстояния от Земли до Солнца.

6. В прошлом тысячелетии было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными, на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар. Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато оно живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают очень далеко, до 200 километров от гнезда. (Из журнала «Юный натуралист»)

• Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки, аудиозаписи дикторов телевидения. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха у детей, корректно давать замечания.

• Работают в связке с предметниками, давать задания (по географии, физике, истории, искусству) подготовить развернутые рассказы о знаменитых людях страны. Так у них в памяти останутся факты биографии знаменитых людей страны.

• Есть обучающиеся, которые не умеют быстро и выразительно читать, а затем пересказывать текст. Поэтому на уроках литературы при изучении биографии писателей детям предложите подготовить текст с интересными фактами (до 180 слов, которыми в начале урока ученики обменяются для прочтения (работа в парах) и включат информацию в рассказ о жизни и творчестве писателя или поэта.

• Предоставить четкую, яркую, разнообразную по темам печатную фотографическую продукции. Для этого разбить все тексты на блоки («Спорт», «Искусство», «Культура», «Наука», «Великие люди Отечества», «История государства» и т. д., разместить все блоки в доступной платформе для учеников.

• Нужно почаще вызывать детей к доске! Таким образом ребенок обретает навык работы с аудиторией, речевая деятельность оценивается учителем и учениками. Важно отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но и указать на то, что можно улучшить. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

• Систематически работать по составлению собственных тематических текстов (работа на время).

• Сформировать банк текстов, составленных учениками, откорректированных, проверенных учителем, как образцов.

Как писала М. А. Рыбникова: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и мыслящего человека».

РОДИТЕЛЯМ

• 1Изучите материалы итогового собеседования, представленные на сайте ФИПИ (https://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikaciikodifikatory, раздел «Русский язык»).

• Не секрет, что дети общаются чаще всего с помощью смайликов и гифов в сетях, телефонах. Потому прошу вас принять участие в подготовке к ИС : читать вместе вслух, разговаривать с детьми, задавать вопросы. Ответ ребёнка должен быть полным.

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника»Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника» Эта публикация может пригодиться воспитателям и музыкальным руководителям в подготовке и проведении Рождественского праздника для детей.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Рекомендации по подготовке к работе природных и других материалов 1. Сбор и засушивание растений Собирать листья можно с земли и с веток. Делать это можно во время прогулки с родителями или воспитателем.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов ЛуллияМетодические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия Методические рекомендации для воспитателей Д. О. в создании дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия.

Нам не страшен… Дед Мороз! Рекомендации для воспитателей по подготовке детей к празднику Нам не страшен … Дед Мороз! Совсем скоро Новый год! Во всех детских садах полным ходом идет подготовка к самому волшебному празднику! Дети.

Рекомендации по подготовке к проведению конкурсного мероприятия с детьми. (проф. конкурс «Воспитатель года») Подготовка к проведению конкурсного мероприятия с детьми. Дорогие коллеги, мы рады поддержать Вас в столь непростом решении – принять участие.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Опубликовано: 14 ноября 2020 в 15:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД