Рекомендации по знакомству детей с буквой

Людмила Емельянова
Рекомендации по знакомству детей с буквой

Хочу предложить рекомендации по знакомству детей с буквами

Этап 1. Ассоциация зрительного и мускульно - тактильного ощущения со звуком

   Я беру три разные по написанию и по звучанию буквы. Какие буквы брать и сколько, зависит от развития ребенка. Многим мальчикам интересны буквы, с которых начинаются названия транспортных средств. Девочки нередко хотят узнать, как пишутся буквы, с которых начинаются их имена или имена их мам или других близких. Активный самостоятельный ребенок чаще всего хочет узнать несколько букв сразу.

Далее я объясняю: «А теперь мы будем придумывать слова, которые начинаются на «М» (произносится мягко). Эта игра увлекает ребенка, при этом он учится различать твердый и мягкий звуки. Если он произносит слово «мама», педагог  переворачивает букву и договаривается с ребенком: если звук в слове твердый, мы обводим букву на синем фоне. Иногда ребенок замечает: «На синем и на зеленом фоне одинаковые буквы, а звуки разные!». Тогда мы с ним вместе радуемся его самостоятельному открытию. Так мы играем и со следующими буквами. Случается, что ребенок не может услышать звук в слове. Это значит, что мы мало внимания уделяли развитию фонематического слуха и нужно вернуться на шаг назад и заняться звуковыми играми. Для детей, которые легко запоминают написание букв и их названия, задача усложняется: они могут обводить буквы с закрытыми глазами. Поверьте, это не так легко, как кажется, и для ребенка, в отличие от взрослых, такая игра очень увлекательна!

Этап 2. Восприятие

   Ребенок должен уметь сравнивать и узнавать буквы, когда слышит соответствующие им звуки. Педагог  знакомит с правилами игры: «Я буду произносить слова, а ты будешь обводить ту букву,  которая соответствует первому звуку в слове». Я отрабатываю твердые и мягкие согласные, йотированные или другие интересные варианты. Конечно, мы должны опираться на опыт ребенка, учитывать то, что он уже знает. Малыш внимательно слушает звук и соотносит с ним букву.

Этап 3. Речь

   Воспитатель показывает букву и спрашивает: «Что это такое? Какой звук (звуки) мы обозначаем этой буквой? В каких словах?» Ребенок развивает свою речь, придумывая слова. Важно не упустить йотированные буквы, так как в начале слова они обозначают два звука. Уже при первом знакомстве с такой буквой дошкольник понимает, что мы слышим два звука, а пишем одну букву. Таким образом, с раннего возраста наши дети  знакомятся с фонетикой. Они понимают, что в русском языке зачастую слышим одно, а пишем другое, и используют это свое открытие, работая с другими материалами по развитию речи. Эта работа очень важна. Она создает фундамент, на котором строится дальнейшая погружение детей в родной язык. Нам, взрослым, подобные игры зачастую представляются скучными. Но работая последние два года с новыми материалами, я убедилась, что дети воспринимают их с огромным интересом.

Рекомендации по знакомству детей с буквой
Публикации по теме:

Пасхальный цыпленокПасхальный цыпленок Такие пасхальные открыточки мы изготовили сегодня с ребятами подготовительной к школе группы [cut=Рекомендации по выполнению работы. ].

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации по знакомству детей с буквой
Опубликовано: 14 января 2012 в 18:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...