Рекомендации по знакомству детей с буквой

Людмила Емельянова
Рекомендации по знакомству детей с буквой

Хочу предложить рекомендации по знакомству детей с буквами

Этап 1. Ассоциация зрительного и мускульно - тактильного ощущения со звуком

   Я беру три разные по написанию и по звучанию буквы. Какие буквы брать и сколько, зависит от развития ребенка. Многим мальчикам интересны буквы, с которых начинаются названия транспортных средств. Девочки нередко хотят узнать, как пишутся буквы, с которых начинаются их имена или имена их мам или других близких. Активный самостоятельный ребенок чаще всего хочет узнать несколько букв сразу.

Далее я объясняю: «А теперь мы будем придумывать слова, которые начинаются на «М» (произносится мягко). Эта игра увлекает ребенка, при этом он учится различать твердый и мягкий звуки. Если он произносит слово «мама», педагог  переворачивает букву и договаривается с ребенком: если звук в слове твердый, мы обводим букву на синем фоне. Иногда ребенок замечает: «На синем и на зеленом фоне одинаковые буквы, а звуки разные!». Тогда мы с ним вместе радуемся его самостоятельному открытию. Так мы играем и со следующими буквами. Случается, что ребенок не может услышать звук в слове. Это значит, что мы мало внимания уделяли развитию фонематического слуха и нужно вернуться на шаг назад и заняться звуковыми играми. Для детей, которые легко запоминают написание букв и их названия, задача усложняется: они могут обводить буквы с закрытыми глазами. Поверьте, это не так легко, как кажется, и для ребенка, в отличие от взрослых, такая игра очень увлекательна!

Этап 2. Восприятие

   Ребенок должен уметь сравнивать и узнавать буквы, когда слышит соответствующие им звуки. Педагог  знакомит с правилами игры: «Я буду произносить слова, а ты будешь обводить ту букву,  которая соответствует первому звуку в слове». Я отрабатываю твердые и мягкие согласные, йотированные или другие интересные варианты. Конечно, мы должны опираться на опыт ребенка, учитывать то, что он уже знает. Малыш внимательно слушает звук и соотносит с ним букву.

Этап 3. Речь

   Воспитатель показывает букву и спрашивает: «Что это такое? Какой звук (звуки) мы обозначаем этой буквой? В каких словах?» Ребенок развивает свою речь, придумывая слова. Важно не упустить йотированные буквы, так как в начале слова они обозначают два звука. Уже при первом знакомстве с такой буквой дошкольник понимает, что мы слышим два звука, а пишем одну букву. Таким образом, с раннего возраста наши дети  знакомятся с фонетикой. Они понимают, что в русском языке зачастую слышим одно, а пишем другое, и используют это свое открытие, работая с другими материалами по развитию речи. Эта работа очень важна. Она создает фундамент, на котором строится дальнейшая погружение детей в родной язык. Нам, взрослым, подобные игры зачастую представляются скучными. Но работая последние два года с новыми материалами, я убедилась, что дети воспринимают их с огромным интересом.

Рекомендации по знакомству детей с буквой
Публикации по теме:

Пасхальный цыпленокПасхальный цыпленок Такие пасхальные открыточки мы изготовили сегодня с ребятами подготовительной к школе группы [cut=Рекомендации по выполнению работы. ].

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации по знакомству детей с буквой
Опубликовано: 14 января 2012 в 18:14
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...