Лучший педагог года

Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»

Ирина Юрьевна Вихляева
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»

Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе»

«Первые ступеньки грамоты»

Цель: помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в подготовке ребенка к школе.

Уважаемые мамы и папы!

Вот и достиг Ваш ребенок старшего дошкольного возраста. И скоро – школа! И у всех любящих и заботливых родителей возникает масса волнений и переживаний: сможет ли ребенок успешно учиться? Потянет ли такую сложную сейчас школьную программу? И что ребенок должен знать и уметь перед школой, чтобы вовремя заложить фундамент успешного обучения?

Публикация «Рекомендации родителям из серии „Подготовка к школе, Первые ступеньки грамоты“» размещена в разделах

Прежде всего у ребенка должно быть сформировано желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать свое поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя.

Основное место в подготовке к школе следует уделять развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления и, что очень важно, развитию работоспособности. Необходимо Родителям о подготовке к школеаучить ребенка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Некоторые родители считают, что самый главный показатель готовности к школе – умение читать, при этом не обращая внимания на развитие всех сторон устной речи: чистого звукопроизношения, грамматического строя речи, достаточного для своего возраста словарного запаса, умения правильно строить фразы, пересказывать текст, составлять рассказы и многое другое.

На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь ребенок легко и как бы сам собой зачитает, при этом избежит трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка. Родителям не следует форсировать процесс обучения чтению и письма, а следует обратить серьезное внимание развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте, т. е. овладеть звуковой системой языка.

Последовательность формирования навыков звукового анализа и синтеза такова:

1) Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

2) Определение первого звука в слове.

3) Определение последнего звука в слове.

4) Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

5) Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

6) Определение количества слогов в слове.

Предлагаемые игры помогут Вашему ребенку вовремя сформировать очень важные предпосылки дошкольника к обучению грамоте, что лежат в основе успешного обучения в школе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего,знать из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Помните, что только интересные и увлекательные занятия, которые выполняются с удовольствием принесут Вашему ребенку пользу.

И на помощь Вам придет основной вид деятельности детей дошкольного возраста – ИГРА!Игра для дошкольника - это способ познания окружающего, это его жизнь и его труд. Играйте каждый день в любое свободное для Вас и ребенка время в течении 15-20 минут. Не нагружайте его большим количеством игр и упражнений. Достаточно двух - трех. Так что, ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ, ИГРАЯ! Ну, что, поиграем?

Игры на определение неречевых звуков

1. Взрослый расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек, или музыкальных инструментов). Манипулируя с ними (гремит коробкой с карандашами, с кнопками, погремушкой, ложкой о стакан, мнет бумагу и т. п., он предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает ширмой или просит ребенка отвернуться и отгадать, какой из них сейчас гремит или звенит.

2. Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Игры, на формирование понятий

«тихо-громко», «далеко-близко» и «тембр голоса»

1. Взрослый показывает игрушку – котенка и просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как котенок мяукает близко (громко, а как – далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок должен отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом попросить ребенка мяукать по команде «Близко» или «Далеко».

2. Взрослый выставляет игрушки или картинки трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок должен отгадать и показать, какой из медведей мог так издавать звуки. Затем поменяться ролями с ребенком.

Игры, на развитие фонематического слуха

1. Взрослый показывает картинку и громко, четко называет: «Лук». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда назову правильно – хлопни в ладоши». Произносит: «Юк – люк – лук – йук – зюк – лук». Затем показывает картинку лампы: «Вампа – лямпа – уампа – гампа – лампа – йампа – зампа – лампа». А ребенок, услышав правильное звучание слова хлопает в ладоши.

2. Взрослый произносит слоговый ряд, например: на-на-на-па. Ребенок должен определить и сказать, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: на-но-на, ка-ка-ка-га, па-ба-па-па и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на гласные

1. Ребенку выдается несколько разноцветных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, А, АУ, ИОУ, О и т. д. Ребенок должен отложить на столе столько кружков, сколько звуков было названо. И усложняя эту игру: заранее договориться с ребенком, какой гласный звук будет означать какой цвет, например, красный – звук А, желтый – звук У, зеленый – звук И. Сразу взрослый произносит сочетание из двух звуков: АУ, УА, УИ, затем по три звука: АУИ, АУА, ИУА, а ребенок должен разложить разноцветные кружки в заданной последовательности.

2. Взрослый читает слова, ребенок повторяет их и поднимает карточки со знаком «+», если заданный звук есть в слове, и знак «-«, если этот звук отсутствует. Сначала даются слова, где начальный гласный звук стоит в ударной позиции, затем слова с безударным первым гласным. Потом – слова с ударным гласным в середине слова.

3. Выделение гласного звука под ударением в начальной позиции. Взрослый называет слова, ребенок должен выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, Оля, остров, ужинать, аист, утренник, иволга, область.

4. Выделение ударного гласного, стоящего в середине слова. Услышав слово, ребенок называет звук, стоящий в середине слова: нож, пух, сом, сам, кит, кот, мышь, пол, шум, рис, мыл, дочь, жук, рос.

5. Игра «Замени звук».

Взрослый называет слово, а дети должны заменить гласный звук в нем так, чтобы получилось новое слово: дом – дым, пил-пол, сон-сын, вал-бал, мел-мал, сок-бок.

6. Игра «Пальчики-мальчики»

Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков – 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша)

7. Игра «Пальчики-девочки»

Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков – 5 девочек. Дай им имена со звуком [и]. (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина)

8. Игра «Части тела»

Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня).

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на согласные звуки

1. Выделение согласного звука из серии слогов. Взрослый называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например, та-то-ту. Ребенку необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае Т.

2. Игра «Закончи слово»

Взрослый показывает картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Ребенок произносит слова за взрослым и выделяет тот звук, который он добавил. Например, ко, пау, вени… и др.

3. Игра «Найди общий звук»

Взрослый называет слова, например, со звуком С в конце слова: ананас, автобус, нос, волос, лес, квас, голос, и спрашивает ребенка, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

4. Игра «Цепочка»

Взрослый называет слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

5. Игра «Пять»

Подобрать название пяти овощей, фруктов, ягод, цветов, профессий и т. д., которые начинаются на заданный звук (или заканчиваются).

6. Игра «Новые слова»

Из данных слов нужно получить новые путем замены одного звука:

• в начале слова: точка-дочка, ком-дом, балка-палка, день-пень, лук-сук, педаль-медаль, лак-бак, макет-пакет.

• в конце слова: сыр-сын, сук-суп, сон-сом, мак-мал, кот-кол, стоп-стол.

7. Игра «Птичка-словичка»

Сделать заготовку: нарисовать на картоне птичку в горизонтальном положении, чтобы хорошо видна была голова (начало слова, туловище (середина слова) и хвост (конец слова). Взрослый называет слово, делая акцент на определенном звуке, и предлагает ребенку определить положение этого звука в слове. Ребенок повторяет слово медленно и пальчиком ведет под птичкой. Ребенку более понятно, где слышится заданный звук: в начале, середине или конце слова.

Только ваша любовь, доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

Радуйтесь каждому успеху ребенка!

Публикации по теме:

Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Первые ступеньки нравственности. Символы России» Тема: "Первые ступеньки нравственности. Символы России". ЗАДАЧИ: Обучающие: Помочь ребёнку приобрести чёткие представления о государственных.

Первые шаги к театру. Рекомендации для родителей В младшем дошкольном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память,мышление, воображение и.

Рекомендации родителям «Письмо взрослым» Как часто в повседневной жизни мы видим равнодушие, непонимание, а, порой, и раздражительность родителей к своим, еще маленьким детям. ….

Проект «Ступеньки к школе» (для детей 7–8 лет) Участники проекта: Учителя – дефектологи: Лукьянова О. В. – руководитель проекта Жидовкина С. А. Воспитатели: Горева Е. А. Захарова О. А. Бабарик.

Программа кружковой работы с использованием методического пособия «Ступеньки к школе» МБДОУ детский сад «Малыш» Саратовская область с. Александров-Гай Программа кружковой работы с использованием методического пособия «Ступеньки.

Рекомендации родителям будущих первоклассников Рекомендации родителям будущих первоклассников. Вот и подросли мои малышки. Скоро им идти в школу. Что же хочется сказать родителям: основная.

Рекомендации родителям гиперактивных детей 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте.

Рекомендации родителям «Изучаем посуду» Знает ли Ваш ребенок? Название предметов посуды и кухонной утвари; Историю возникновения посуды;.

Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе "Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой.

Рекомендации родителям тревожного ребенка Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Делайте ребенку как можно меньше замечаний, среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 22:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД