Рекомендации, сценарный план и презентация «Год Маршака»

Наталья Попова
Рекомендации, сценарный план и презентация «Год Маршака»

130 лет С. Я. Маршаку

2017 год объявлен годом Маршака. 3 ноября – 130 лет со дня рождения великого поэта, писателя, переводчика.

Что можно сказать о С. Я. Маршаке, чего бы ещё не было известно! Уверена, что те, кому он был интересен как поэт, переводчик, неустанный труженик, прочитали о нём всё, что нашли. Мне же хочется подчеркнуть одну его особенность – главным делом своей жизни он считал труд, именно труд – подвижнический, кропотливый, постоянный, изо дня в день! Он говаривал, что после ухода поэта из жизни должны оставаться не декларации, не исповеди, не анекдоты из жизни, а стихи, поэмы, песни.

Маршак учился у В. В. Стасова, был учеником М. Горького и его соратником, он читал свои стихи, будучи ещё достаточно молодым поэтом, в доме у Блока и получил его одобрение. И, будучи необыкновенно щедрым душевно, помогал многим молодым, начинающим литераторам – то издать книгу, то открыть театр в Краснодаре, то сам затевал новые детские альманахи, журналы, сборники, то искал новых авторов для редакции детской книги. Среди поколения, следовавшим за Маршаком, не было автора, который не хотел бы отдать ему на прочтение свои произведения. Это был внимательный, мудрый, щедрый, весёлый, но вместе с тем и строгий, взыскательный человек.

Детям поэзия Маршака несла радость открытия мира. Но издание давалось иногда большим и упорным трудом и даже упорной борьбой. Он заложил основы детской литературы в нашей стране. По мнению его современников, Маршаку первому удалось раскрыть детям содержание нашей новой жизни в доступной для них форме. Самуил Яковлевич доказал, что даже с маленькими детьми можно говорить легко и весело о сложном. Особую ценность стихов для детей нужно увидеть в том, что любое из них – это своего рода спектакль, игра.

Наряду с детской литературой, Маршак очень много времени уделял переводам английского детского фольклора, уж не говоря о переводах произведений таких поэтов, как Блейк, Шекспир, Шелли, Бернса, Дж. Родари, Р. Киплинг и многих др.

Чем бы ни занимался Маршак, он всё вёл к тому, чтобы с детства увлечь ребёнка трудом и творчеством, настаивал и демонстрировал всем то, что детская познавательная книжка тоже должна радовать ребёнка, а не превращаться в скучное и нудное учебное пособие.

Много сил и времени у Маршака отнимала «борьба» с педагогами-вульгаризаторами и педантами, объявлявшими сказки вредными и классово враждебными. А уж за классовое чуждое слово «дама» в «Багаже», упоминавшееся целых 8 раз, его критиковали со всей строгостью приверженцев соцреализма. В этой, с позволения сказать, борьбе Маршаку очень помог Горький, который как-то после совещания по детской литературе сказал Маршаку: «Ну что, позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой?" И добавил: "Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они разговаривали. Ей-богу!"

В страшные военные годы творчество Маршака приобрело яркий сатирический характер, появились военные агитплакаты, фельетоны, целые сатирические баллады в форме диалога, эпиграммы. Но не забывал С. Я и детей. Именно в военные годы он начал писать «12 месяцев», вслед за этой сказкой появляются интересные циклы стихов – «Разноцветная книга», «Круглый год», «Лесная книга» и др. А какую весёлую азбуку он написал вместе с книгой «Путешествие от «А» до «Я»! В книге «Дети нашего двора» Маршак не только рассказывает о детских играх, но и предостерегает ребят от опасности зазнайства. Объясняет, что каждый должен жить не заслугами родителей, а результатами собственных трудов.

В творчестве Маршака существует тесная связь стихов с драматургией. Маршак считается среди детских поэтов признанным мастером звукописи, его детские песенки считаются высоким образцом музыкальности, но они не рафинированы, в них звучит живая, правдивая интонация. Очень любил Маршак игру аллитераций, считая, что этот приём обогащает, расцвечивает стихотворение.

Он никогда не думал, сколько времени ему отпущено болезнью, которая и увела его из этого мира, он думал о возможностях для творчества, для действия, отпущенные ему, пока они у него в руках.

Столетья разрешаются от бремени,

Плоды приносят год, и день, и час.

Пока в руках у нас частица времени,

Пускай оно работает на нас!

Пусть мерит нам стихи стопою четкою,

Работу, пляску, плаванье, полет

И - долгое оно или короткое -

Пусть вместе с нами что-то создает.

То, что сделано одним Маршаком, под стать целому коллективу. Каждая строчка его стихов не похожа на другую, и всё же каждая говорит нам: «Я – из Маршака!»

В эти праздничные дни можно (и даже, наверное, нужно) провести занятия, досуги, а, возможно, и литературный праздник по произведениям С. Я. Маршака, рассказать, как он любил детей и сколько времени отводил на встречи с ними. Интернет кишит фотографиями встреч Маршака с детьми – покажите эти снимки детям.

Творчество поэта так прочно вошло в жизнь, что многие его выражения стали просто крылатыми. И, планируя литературный праздник по творчеству С. Я. Маршака, освежите в памяти воспитанников его произведения, предложив им посоревноваться. Воспитанников можно разделить на команды и задания выполняются или по очереди, или на скорость. Можно провести викторину, брейн-ринг, КВН – форма организации зависит полностью от вашего решения, приблизительно по следующему плану:

I часть (тур, эпизод и др) –

1. Назовите профессию, о которой рассказывает Маршак в своих стихах:

- Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? (Почтальон)

- На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг -

На север,

На юг,

На запад,

На восток,-

Не виден ли дымок. (Пожарные)

- Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

- Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу,

преграждает путь врагу. (Пограничник)

- Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

- Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (артист)

II часть (тур, эпизод и др.) –

2. О чём или о ком идёт речь в сказке?

- Что сдала дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

- Кому не нравился мамин голос? (Отвечает ей мышонок: голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи!

III часть:

3. Продолжи строчку. Педагог начинает стихи, известные детям – дети продолжают.

IV часть:

4. Отгадай стихотворение по шараде. Дети одной команды показывают шарады другой команде, те отгадывают, потом меняются местами. («Цирк», «Дом, который построил Джек», «Радуга-дуга», «Жил человек рассеянный…» и др)

V часть:

5. Отгадай загадки:

- Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

- Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?

- Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

- Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

- Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

- Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Между частями соревнования можно дать несколько музыкальных номеров, а в заключение – инсценирование сказки «Кошкин дом». В награду дети получают книжки С. Я. Маршака на группу и медали каждому – «Знаток поэзии С. Я. Маршака»

Как наглядное пособие к встрече в «Литературной гостиной» - презентация по произведениям С. Я. Маршака.

1 слайд – заголовок

2 слайд – тема презентации

3 - 8 слайды – узнай профессию по отрывку

9 -10 слайды – о какой сказке идёт речь в отрывке

11 слайд – продолжи строчку

12- 15 слайды – отгадай сказку и стихотворение по шараде.

16 слайд – стихи-загадки

17 слайд – спектакль «Кошкин дом»

18 слайд - концовка

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_6u0od.pptx | 4281,87 Кб | Скачан: 74
 
Публикации по теме:

Презентация — перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год (продолжение март) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.

Презентация — перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год (продолжение апрель) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.

Сценарный план интегрир ОД ст реч гр. Тема: «Загадки Старичка-Лесовичка» Сценарный план интегрированной образовательной деятельности Тема: «Загадки Старичка-Лесовичка» Возраст: старший дошкольный (5-6 лет) Цель:.

Сценарный план непосредственно — образовательной деятельности «Насекомых разных много» Тема: «Насекомых разных много» Возрастная группа детей: Вторая младшая (3- 4 года) Подготовительный этап. Цель: формирование умения ориентироваться.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Рекомендации, сценарный план и презентация «Год Маршака»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 10:02
+234Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 145.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...