МААМ-картинки

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников

Ирина Носова
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников

СЛАЙД 1

Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности.

С. Л. Рубинштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

СЛАЙД 2

Публикация «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.

Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового.

СЛАЙД 3

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

СЛАЙД 4

Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации

включает в себя следующие этапы:

1. Постановка, формулирование проблемы;

2. Актуализация знаний детей;

3. Выдвижение гипотез, предположений;

4. Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;

5. Введение знаний в систему

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.

Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений. Для развития полноценного игрового общения педагоги используют игровые обучающие ситуации (ИОС) с игрушками, с литературными персонажами, игры- путешествия.

Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.

СЛАЙД 5

1. Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.

2. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.

3. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.

4. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.

Тематика и содержание проблемно-игровых образовательных ситуаций определяются задачами воспитания, комплексно-тематическим планированием и зависят от возрастных особенностей детей.

Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.

СЛАЙД 6

Проблемно-игровая образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми:

- ситуативный разговор с детьми;

- рассказ;

- беседа;

- дежурство;

- наблюдение;

- исследовательская деятельность;

- экскурсия;

- экспериментирование;

- чтение;

- игра-экспериментирование;

- конструктивная деятельность;

- сюжетно-ролевая игра.

Эти формы работы мы включаем в разные временные периоды, хотя некоторые формы работы можно использовать в течение всего дня.

Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить, почему было скользко идти в детский сад утром.

Важный воспитательно-образовательный момент -прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком обедом или ужином возможно организовать ситуацию «Угадай, из чего приготовлен суп?» СЛАЙД 7, цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования, которые помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу развитию детей, целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение проблемных ситуаций.

СЛАЙД 8 Цель проблемной ситуации «Куда делись муравьи?» - формировать представление о том, что насекомые прячутся, когда наступает осень и становится холодно.

СЛАЙД 9

Возвращаясь или собираясь на прогулку можно поставить перед детьми проблемную ситуацию, например, «Почему промокли наши варежки?» Откуда взялась вода, если на улице снег? Какую обувь надеть в дождливую погоду, чтобы не замочить ноги?» Цель – научить подбирать обувь по погоде и сезону, чтобы она была удобной и практичной, закреплять в речи названия видов обуви.

Можно предложить определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто (классификации, сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу.

Временной отрезок после сна можно использовать с пользой: застилая постель после сна, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой.

В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.

Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога отправиться в путешествие, поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал способствует развитию мыслительной активности, развитию наблюдательности, умению пользоваться символикой, схемами, делать выводы. В них можно использовать проблемные образовательные ситуации.

СЛАЙД 10

Проблемная ситуация «К медвежонку пришли гости. Он решил угостить всех конфетами. Поставил стол и три тарелки. Надо разделить конфеты. Помогите медвежонку!». Цель этой ситуации – учить на наглядной основе делить угощение на всех детей поровну.

СЛАЙД 11

Проблемная ситуация «Друзья». В одном домике живет зайчонок, а в другом щенок. Между их домами протекает река. Как щенку попасть в гости к зайчонку? (построить мостик из конструктора, лодку)

В такой совместной работе закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность.

В ходе игры осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Благодаря проблемно-игровым образовательным ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

СЛАЙД 12

Использование проблемно – игровых образовательных ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер.

Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные.

Картотека режимных моментов МКДОУ «Детский сад №12» с. Татарино Каменского муниципального района Воронежской области Картотека режимных моментов. Выполнила.

Конспект НОД в ходе режимных моментов «Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!»Конспект НОД в ходе режимных моментов «Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска Пролетарского.

Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет)Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника (фотоотчет) Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский. Цель: - Создавать условия для поисковой деятельности.

Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствие с ФГОС до» Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной.

Организация и проведение речевых игр в ходе режимных моментов в первой половине дня Организация и проведение речевых игр в ходе режимных моментов (в первой половине дня). Для полноценного развития речи наших воспитанников.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов по теме «Снежная карусель» Цель: познакомить с такими явлениями как снег и лед, сосульки, морозные узоры, град и иней; объяснить, почему снежинки имеют шестигранную.

Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников» Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников Проектная работа Вид проекта: творческий. Цель проекта:.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

Экспериментирование в детском саду как способ повышения познавательной активности в соответствии с ФГОС Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 08:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД