МААМ-картинки

Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Татьяна Михайловна Белевич
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно-ориентированную модель, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Поэтому мы, дошкольные педагоги, в частности, учителя-логопеды детских садов должны учитывать двусторонность процесса обучения.

Публикация «Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей» размещена в разделах

С одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны-создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача-в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать "созревание" всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности: физической, эмоционально-волевой,интеллектуальной и коммуникативной. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия. Все это играет главную роль в овладении системой понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.

Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.

Принцип развития определяет исходящую позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.

Поэтому-главная цель образования на этапе дошкольного детства создавать условия и подготавливать детей к непрерывному самообразованию.

Поработав некоторое время в школе, я поняла, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В конце первого, в начале второго года обучения в логопедической группе дети-логопаты уже могут решать простейшие ребусы и разгадывать несложные кроссворды.

Но сначала дети должны овладеть процессом звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Работая с детьми над развитием фонематического восприятия и овладения звуко-слоговой структурой слова, мы часто сталкиваемся с таким положением: пройден первый этап обучения - поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков и слогов в отдельном слове.

Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употребления приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной для них задачей-правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. А именно этих практических навыков, свободного неосознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим детям.

Необходимость развивать, усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, мышления, накопить количество, улучшить качество его умений, заставляет нас, логопедов, постоянно искать и расширять практический материал, тренирующий речевой слух, четкость восприятия, слуховое и зрительное внимание.

Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строила поэтапно:

-Выделение в словах первого гласного звука.

-Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

-Определение наличия либо отсутствия в словах определенного звука.

-Определение последнего гласного звука в словах.

-Выделение ударного гласного в словах.

-Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (-АМ-,АХ-,-ОХ- и т. д.)

-Определение первого согласного звука в словах.

-Определение последнего согласного звука в словах.

-Определение гласного звука в середине односложных слов (-мак-, -лук-, кот-, -кит-)

-Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.

-Анализ таких слов.

-Определение позиции гласного звука в словах (начало,конец).

-Определение количества слогов в словах.

-Определение нескольких гласных звуков в словах.

-Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (-мама-, лапа-,-липа.).

Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать.

Подготавливая детей к школьному обучению, использовала в своей работе звуковые символы. (Звук нельзя увидеть. Его можно только услышать, А увидеть можно букву.)

Вместе с детьми устанавливаем связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, пытаюсь вызвать у них зрительные ассоциации (на что похожа буква).

Для закрепления зрительного образа буквы предлагаю детям игры-упражнения:

-составь букву из: палочек, ниточек, веточек.

-выложи букву из: семечек, крупы, косточек, ракушек, плодов каштана, бобов, горошин и т. д.

-вылепи букву из пластилина,теста,глины.

-составь букву из готовых элементов.

-добавь недостающий элемент.

-обведи букву по трафарету, заштрихуй ее, и т. д.

-нарисуй букву пальчиком на ладони, на спинке друг друга, в воздухе, на листе наждачной бумаги.

-напечатай букву в тетради.

Все эти упражнения способствуют профилактике оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза обусловлена недоразвитием фонематического анализа:

-пропуски гласных.

-пропуски согласных при стечении.

-перестановки букв.

-добавления букв.

-пропуски, добавления, перестановки слогов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть теми видами звукового анализа, которые им доступны:

1. Узнавание звука на фоне слова.

2. Определение места звука в слове (начало,середина,конец).

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Для закрепления материала важно подключать сохранные анализаторы, поэтому используются звуковые схемы, и различные

дидактические игры: («кто в домике живет», «кто поедет в вагончике», «помоги гномику дойти до домика», «зоопарк», «цирк»… и т. д.) Постепенно дети начинают «чувствовать» звуковой состав слова.

Затем вводятся понятия «слова-предметы», «слова-действия», вводятся понятия «предложения», добавляются понятия «слова-признаки», «предлоги», составляются схемы предложения.

А оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза,пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются следующие нарушения:

А).Искаженное воспроизведение букв на письме.

Б).Замены и смешения графически сходных букв (п-т,л-м,и-ш,в-д, э-с,

В).Зеркальное написание букв, письмо слева-направо.

Если ребенок не умеет сравнивать предметы по величине, по форме, не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов, ему будет сложно усвоить различия в начертании оптически сходных букв.

Важно в дошкольном возрасте научить ребенка :

1).Понимать значение предлогов,обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

(покажи, где попугай в клетке, за клеткой, на клетке и т. д.)

2).Знать левую и правую стороны пространства.

Речевая проба Хеда: ( инструкция: возьмись левой рукой за правое ухо, покажи правой рукой левый глаз и т. д.)

Для устранения этих нарушений используются различные упражнения: графические диктанты, графическое воспроизведение направлений стрелками.

3).Развивать зрительный анализ и синтез –

Для этого использую след. дидактическе игры:

- «найди различия»,

- «что перепутал художник?»,

- «чего не хватает?»

- «составь целое из частей» ,

- «собери букву из элементов»,

- «узнай зачеркнутые буквы»,

- «допиши букву» ,

- «узнай буквы, наложенные друг на друга»,

- «найди правильную букву») и т. д.

Все эти упражнения помогут создать ребенку в своем воображении устойчивые образцы букв. Когда ребенок хорошо научился узнавать буквы в разных положениях, он без труда может разгадывать и читать различные изографы.

Сначала предлагаю детям увидеть в изографе силуэт, очертание самого предмета. Потом находим буквы, которые расположены необычно, по-разному в этом изографе. И, наконец, из этих букв составляем и выкладываем слово.

Не менее сложный вид работы- это разгадывание ребусов.

Навык формируется постепенно, а работа по формированию навыка идет поэтапно-от простых заданий к более сложным.

Игры с буквами:

1.«Какая буква потерялась?» (от однослоговых слов до сложных)

2.«Найди в слове ошибку» (Кит-кот,лужи-лыжи,дочка-бочка)

3.«Какое слово спряталось?»

4.«Чем отличаются слова?»

5.«Какой буквы не стало?»(краска-каска,слон-сон,слова-сова и т. д.)

6.«Поменяй слоги местами и составь слово» (сос-на___на-сос и т. д.)

7.«Поменяй буквы местами» (сон-нос,старик-стирка, сила-лиса)

8.«Кто больше слов найдет?» (читать слова по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)

9.«Найди: «Каркающие слова»- (КАРман,КАРтошка,КАРта)

«Мурлыкающие слова»- (леМУР, МУРзилка,МУРка)

«Квакающие слова»- (аКВАриум,тыКВА,КВАртира,

«Пищащие»- (ПИанино,ПИонеры,каПИтан, ПИрамида)

«Рычащие»- (гоРЫ, коРЫто,ноРЫ, Рыба) и т. д.

Овладев этими навыками, дети постепенно овладевают и навыками разгадывания ребусов и кроссвордов.

Следует напомнить детям лишь некоторые правила для разгадывания ребусов и кроссвордов.

Например, дети узнают, что:

-запятая в ребусе означает отсутствие буквы в слове.

-запятая в начале означает отсутствие первой буквы слова, а в конце_- последней.

-предлог, зашифрованный в ребусе, может стоять,как в начале слова, так в и середине (НАташа, соВа, дУб, ПОле, ПОДвиг и т. д.)

- в кроссворде : в клеточку можно вписывать только одну букву.

К концу года дети подготовительной группы сами пытаются "зашифровать" слова, свои имена и фамилии в ребусы.

Хотелось бы отметить, что для полноценной профилактики дисграфии необходим тесный контакт логопеда с родителями и воспитателями.

Необходимо совместно обсуждать проблемы и программу коррекции.

Важно предъявлять к ребенку единые требования.

Прикреплённые файлы:

rasshifrui-slova_6frng.pptx | 1326,77 Кб
 
Публикации по теме:

«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия Волшебные «Дорожки здоровья» Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование схем — один из методов для развития двигательной активности детей Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы.

Конспект занятия по подготовке грамоте по Е. В. Колесниковой в подготовительной группе «Разгадывание ребусов» Представляю конспект занятия по обучению элементам грамоты у детей 6-7 лет, используя авторскую программу Е. В. Колесниковой. Тема: Разгадывание.

Коучинг-консалтинг для воспитателей «Подвижные игры как средство профилактики нарушения осанки» Инструктор по физической культуре: Брюшинкина Светлана Викторовна Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая.

Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго.

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей
Опубликовано: 2 октября 2016 в 16:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД