Решение задач с использованием цифрового материала детьми с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе

наталья глушкова
Решение задач с использованием цифрового материала детьми с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе

Формирование математических понятий и категорий является необходимой частью подготовки ребенка к школе, вместе с тем, это достаточно сложный для усвоения материал и не всегда в рамках «Программы обучения и воспитания дошкольников» дети могут достаточно полно и точно его освоить. Реализация данной задачи детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, позволяет существенно влиять на развитие мыслительной деятельности воспитанников, что является частью коррекционной работы. Цель проводившегося исследования – выявить эффективность системы работы по данной теме и использованных методов и приемов обучения решению арифметических задач с использованием цифрового материала, воспитать интерес к математическим знаниям, способствовать интеграции математических знаний в другие сферы деятельности.

В связи с этим, были поставлены следующие задачи :

- научить детей решению арифметических задач с использованием цифрового

материала;

- дать представления о цифрах, уточнить представления о количестве;

- развивать мыслительную деятельность через операции анализа и синтеза,

формировать элементарное логическое мышление;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности.

Участниками исследования стали воспитанники подготовительной комбинированной группы для детей имеющих проблемы в интеллектуальном развитии МК ДОУ д/с №6 поселка Вахруши Слободского района Кировской области. Психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК) детям был установлен диагноз – задержка психического развития (ЗПР). ЗПР – сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для психической сферы деятельности ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Задача учителя-дефектолога – максимально сократить сложный путь развития всех психических функций ребенка, в том числе, мыслительной деятельности, подготовить его к дальнейшему успешному обучению в школе и адаптации в окружающем социуме.

Коррекционно – развивающая работа по формированию элементарных математических представлений планировалась и проводилась с учетом следующих принципов:

- принцип единства диагностики и коррекции;

- деятельностный принцип коррекции ;

- принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей

- принцип комлексности методов психологического и педагогического

воздействия ;

- принцип возрастания сложности ;

- учет объема и степени разнообразия материала ;

- учет эмоциональной сложности материала.

Содержание практической работы делится на два этапа – подготовительный и основной.

Подготовительный этап.

- изучение литературы по теме исследования ;

- контрольное диагностическое обследование детей ;

- анкетирование родителей (приложение №1) ;

- планирование предстоящей работы.

Основной этап.

Уточнение представлений о количестве:

- группировка предметов по качественному признаку (сложи справа все

большие фигуры независимо от их цвета, а слева маленькие) ;

- пересчет 2-3 множеств предметов независимо от их расположения,

соотнесение итогового числа с количеством пальцев ;

- преобразование множеств, сохраняющих количество (заполнение сосудов

различной высоты содержимым одного объема сыпучих или текучих

материалов) ;

- сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными

анализаторами (счет на слух, на ощупь с соотнесением с количеством

пальцев) ;

- сравнение множеств по количеству - больше, меньше, поравну, на сколько

больше, на сколько меньше? (игрушки, картинки) ;

- преобразование множеств, изменяющих количество (положи на тарелку 4

груши, а слив на 2 больше ; сделай поравну).

Работа с цифрами :

- уточнение представлений о цифрах и их внешнем виде (обведи значком

названную цифру) ;

- соотнесение количества с цифрой (проведи стрелку от картинки к нужной

цифре);

- уравнивание множества с цифрой (3 медведя, а цифра 5 ,нужно добавить

еще 2 медведя и получится пять) ;

- уравнивание множества с цифрой и использованием символов ;

- уточнение представлений о месте цифры в цифровом ряду (составь цифровой

ряд, вставь пропущенную цифру).

Формирование представлений о знаках:

- проговаривание значений знаков + - = ;

- выкладывание знаков из палочек, бросового материала, изображение

знаков на пальцах ;

- практические задания с использованием знаков (вставь пропущенный знак

между изображениями с количеством предметов, между цифрами).

Формирование представлений о частях задачи :

- использование карт – схем;

- использование подвижных картинок – символов (условие, вопрос, решение,

ответ).

Обучение решению арифметических задач с использованием цифрового материала :

- демонстрационные задачи с использованием игрушек, подвижных картинок

и последующим их анализом ;

- задачи по ситуационным и последовательным картинкам с использованием

цифр и знаков ;

- задачи по примеру (8-3=?) ;

- задачи - иллюстрации с открытым смыслом ;

- задачи - иллюстрации с закрытым смыслом ;

- задачи уравнения с использованием демонстрационного материала (сколько

яблок дали ежику, если сначала у него их было 4, а стало 7?)

- задачи по схеме с условием (000000 – 00 =? задание – придумай задачу о

диких перелетных птицах, запиши решение цифрами);

- задачи с условием отвлеченно (придумай и запиши цифрами задачу на

прибавление так, чтобы в ответе получилось число 8) ;

- задачи отвлеченно в два действия (реши задачу и запиши решение – в вазе лежало 5 конфет, а мама положила туда еще 2 конфеты. Пришел Миша и взял из вазы 4 конфеты. Сколько всего конфет осталось в вазе?).

Использование полученных знаний в повседневной практической деятельности (примерный перечень ситуаций):

- к нам в гости придут две бабушки и один дедушка, а нас в семье трое,

сколько всего стульев нужно поставить за стол?

- мы вчера купили 5 яблок и съели по одному, сколько яблок мы съели? хватит

нам сегодня снова по одному? сколько яблок еще нужно купить?

- я забыла номер телефона своей знакомой, помню, что первое число меньше

5 на 2, подскажи мне, пожалуйста ;

- тебе в этом году 6 лет, а Ира на 3 года тебя старше, интересно, сколько же ей

лет?

- посмотри, я к обеду достала ложки, посчитай их. Как ты думаешь, может еще нужно достать или убрать,сколько, почему?

- к тебе на день рождения придут 3 мальчика, две девочки и ты с братом. Сколько всего пирожных мне нужно купить к чаю?

Сравнительный анализ диагностического обследования детей до проведения коррекционно-педагогической работы:

У детей слабо сформированы представления о цифрах,они затрудняются соотносить их с количеством предметов, пальцев. Выполняют счетные опреации на конкретном материале, но не различают части задач, не могут записать решение.

После проведения работы:

Все дети усвоили цифры,знаки,научились различать части задачи и называть их. Самостоятельно составляют и решают задачи 80% детей, остальные используя помощь взрослого. Все дети научились использовать полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, работа систематизирована, выделены основные этапы и направления. Методы и приемы обучения, использованные в практической работе по теме исследования,эффективны. Система работы позволяет добиться значительных результатов по формированию у детей с ЗПР математических представлений. Реализация практической работы в данном направлении формирует элементарное логическое мышление ребенка,помогает использовать полученные знания в повседневной практической деятельности.

Приложение №1

Анкета для родителей «Готовимся к школе»

Ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить данную проблему и оказать вам действенную помощь.

- готов ли Ваш ребенок к школе?

- считаете ли Вы знания математических понятий, категорий необходимой

частью подготовки к школе?

- нужно ли знать ребенку 6 – 7 лет знаки цифры, знает ли он их?

- хотите ли вы научить своего ребенка решать задачи в детском саду или этим

должна заниматься школа?

- использует ли Ваш ребенок математические знания в повседневной жизни?

- согласны ли Вы с утверждением, что формирование элементарных математических представлений «дисциплинирует и оттачивает ум», является

«стартовой площадкой» для дальнейшего успешного обучения в школе.

Список литературы

1. Гаврилушкина О. П., Стребелева Е. А., Соколова Н. Д. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2002.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. М. ,1991.

3. Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро- психологическая диагностика. М., 1993.

4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1991.

5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль. 1997.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Безопасность детей
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Решение задач с использованием цифрового материала детьми с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 11:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...