МААМ-картинки

Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию (9 фото)

Галина Ивакина
Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Психилого-медико-социального Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

В 2009-2010 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. На начало учебного года возраст детей был с 1 года 4 месяцев до 2-х лет. В связи с этим к концу учебного года дети должны были уметь:

1. ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

Публикация «Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию» размещена в разделах

2. ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

3. собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

4. соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению.

Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

-использование дидактических игр,

-создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Цветные гусенички» и др.

Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию
Фото №1 В сенсорном развитии так же как и в умственном физическом развитии определены требования программы

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Ва-режки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Фото №2 За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Психилого медико социального Центра Дошкольное детство им Фото №3 Волосовой Развитие ребенка раннего возраста основные показатели

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поста-вить синюю кружку и синюю тарелку и т. д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цве-та: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»

Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.

Для наглядного ознакомления с формой предметов было сконструировано панно, на котором изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, так и изображения предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску.

Фото №4 В году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет

Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваи-вающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Были сделаны папки-передвижки: «Зачем игрушки родителям?», «Развивающие игрушки», «Семь типов разви-вающих игр», «Маленькие игры», а также альбом «Правила посещения магази-на развивающих игр».

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

- норматив ребенок не выполняет, ещё им не заинтересован

V - ребенок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

+ - норматив ребенок выполняет с интересом, правильно

Фото №5 На начало учебного года возраст детей был с года месяцев до х лет Фото №6 В связи с этим к концу учебного года дети должны были уметь Фото №7 ориентироваться в цветах некоторые называть подбирать по образцу Публикация Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию размещена в разделах Темочки Фото №8 ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями про-граммы сенсорного развития.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию
Опубликовано: 10 апреля 2011 в 15:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД