Лучший педагог года

Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у дошкольников

Ирина
Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у дошкольников

Актуальность нашего исследования обусловлена признанием концепцией дошкольного образования незаменимой роли музыкального искусства в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры, начиная с младшего дошкольного возраста, имеет важное значение не только для развития музыкальных способностей, но и общего развития ребенка.

Публикация «Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у дошкольников» размещена в разделах

По мнению современных исследователей фольклора, колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное пение», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. В колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть [3; 106].

Народные колыбельные песни существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.

Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный тон, негромкое звучание (мягкая динамика, размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии, обилие повторяющихся мелодических оборотов, наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русском языке это слова «баюшки-баю», «люли, люлюшки» в разных сочетаниях и видоизменениях.

Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодичные вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет. Колыбельные следуют одна за другой, скрепленные припевом убаюкивающих слов.

В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть, вместе с тем часто желание счастья, благополучия, богатства, удачи:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поет.

Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:

Ли люди, люди, люли,

Прилетели к Вале гули.

Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность [4; 103].

Исследователи фольклора (В. П. Аникин, П. В. Шейн и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью в старину придавалось значение заклинания. О связи колыбельных с заговорами свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:

Спи по ночам, расти по часам!

Древние колыбельные возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дрёме, Угомону:

Сон да Дрёма,

усыпи моё дитя!

Русский исследователь фольклора А. Ветухов писал, что сон в колыбельных представляется усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но не во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их.

Некоторые фольклористы-исследователи (В. П. Аникин, В. Е. Гусев, Н. И. Толстой и др.) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «Баю, баю, баюшки», либо «Люли, люлюшки» в самых различных сочетаниях.

Пение зависело от ритмического движения колыбели. Ритм сочетался с распевом повторяющихся припевных слов. После каждой строфы появлялось новое слово: «Баю милую, баю славную» и т. д.

Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песне звучала тревога матери за сына, которому предстоят воинские подвиги. Был обычай пугать детей именем врага. Так, в повести «Об Александре Невском» упоминается о том, что татары унимали своих детей от плача именем новгородского князя Александра Невского. В русских же колыбельных мать пугала ребенка именем Мамая, грозного татарского хана:

Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит – Васеньку отдай,

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

Порой, чтобы овладеть вниманием ребенка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным букой, стариком, волчком:

Ну, баю, баю, баю!

Баю дитятку мою!

Придет старый старичок,

Хворостинкой посечёт.

По типу повествования колыбельные песни разделяются на императивные и повествовательные. Императивные представляют собой монолог, обращенный или к ребенку с пожеланием сна, или к другим персонажам с просьбой помочь укачать дитя. Повествовательные песни содержат рассказы о животных, бытовую зарисовку, описание колыбели, что сближает их со сказочками.

Иногда колыбельные содержат в себе оба типа повествования – рассказ и обращение.

По типу содержания можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста.

К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды. К этой же группе отнесем и песни с описанием богатой колыбели, ее возвеличиванием (образы золотой колыбели, золотого крюка, люльки «точеной, позолоченной»).

Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребенка – к коту, голубям (гулям, галкам; к животным, мешающим ребенку спать, - к петушку, собачке, птицам; а также рассказы о животных и птицах.

Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона (рассказ о них или просьба поскорее угомонить ребенка).

К четвертой группе отнесем колыбельные, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребенка (бука, старик, серенький волчок).

Иногда различные типы содержания объединяются: в одной колыбельной фигурируют и кот, и гули и т. д.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли почти без них. В учебниках для педагогических институтов встречаются даже указания на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком… колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью» [1; 54]. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.

Колыбельные – целый пласт народного искусства. Сфера воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.

Колыбельные помогают матери наладить контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть еще простейшим образам, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь [2; 106].

Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельные несут важную функцию – с раннего возраста они формируют основы, начала музыкальной культуры, так как компоненты колыбельных есть компоненты музыкальной культуры. Пение колыбельных – незаменимый момент в первые годы жизни ребенка, отсутствие колыбельных в этом возрасте приводит к неправильному закладыванию основ музыкальной культуры и культуры ребенка в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова, В. А. Музыкальные занятия с малышами / В. А. Петрова. – М. : Просвещение, 1993.

2. Петрова, В. А. Слушание музыки : Первая младшая группа / В. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 3\4. – С. 52 – 58.

3. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры : Авторская программа и методические рекомендации / О. П. Радынова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 1999. – 178 с.

4. Радынова, О. П. Мы слушаем музыку : [О музыкальных занятиях в детском саду] / О. П. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 3. – С. 104 – 107.

Публикации по теме:

«Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников» Введение В условиях экономического и политического реформирования современного российского общества, в ходе которого существенно изменились.

Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение.

Консультация «Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Тема моей консультации: "Лэпбук, как средство формирования экологической культуры у дошкольников ". Детский сад является первым звеном.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Корниенко Ольга Васильевна Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников».

Организационная культура как фактор формирования преданности сотрудников своей организации Организационная культура как фактор формирования преданности сотрудников своей организации Коновалова А. Е. директор школы-сада 191, г. Ярославль.

Педагогический проект «Ознакомление с ПДД как фактор формирования здорового образа жизни дошкольников» Педагогический проект: «Ознакомление с правилами дорожного движения как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Сценарий конкурса «Колыбельная песня»Сценарий конкурса «Колыбельная песня» "Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу" Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная.

Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе. Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 311 Валиева Ирина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 17:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД