«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Наталия Острогина
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА.

Цель:

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание картины пейзажной, понимать красоту природы.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцами, чтением стихов, поговорок, отгадыванием загадок.

Повышать роль устного народного творчества в интеллектуально – эстетическом воспитании детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Обогощать словарный запас детей, воспитывать грамотную речь.

Словарь:

Пейзаж, художник – пейзажист, грачевник.

Предварительная работа:

Рассматривание картин художников – пейзажистов: И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Поснежник», Родин «Март», И. И. Левитан «Март», «Весна – большая вода».

Прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Чтение и разучивание стихов.

Знакомство с пословицами, поговорками, приметами природы, народным творчеством.

Материал:

Репродукции картин художников – пейзажистов. Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный берег,

Бегут и блещут и гласят …

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Вы наверно, ребята, уже догадались, что это стихотворение о весне. А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети: зимой.

Воспитатель:

Начну я сейчас сказку,

А вы следите, не зевайте,

Каждый из вас мне отвечайте.

«Живет – поживает старик годовик. Пошел по земле – выше туч вырос. Стал он махать рукавом да пускать птиц. Вот махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые птицы. От их крыльев повеяло холодом, да морозом, с перьев белый снег посыпался».

Вот теперь скажите, ребята, что за птиц старик – годовик выпускал из рукава?

Дети: Это зимние месяца – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А как в народе называют зимние месяца?

Дети: Декабрь – студеный, январь – просинец, февраль – бокогрей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто из вас вспомнит и прочитает стихотворения о зиме?

Дети читают стихотворения – В. Фетисов «Зима пришла», Т. Белозеров «Зимняя ночь», С. Есенин «Пороша».

Воспитатель: Почему эти произведения называют стихотворениями?

Дети: Они складные, похожие на песню.

Воспитатель: Не только поэты воспевают красоту зимней природы. Почувствовать ее красоту нам помогают произведения композиторов. Послушайте фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» (прослушивание записи).

Мы узнали, как выражают свою любовь к русской природе поэты, композиторы. А теперь вспомним, какие художники дарили нам радость, изображая на своих картинах русскую природу, ее просторы, поля, реки.

Дети: И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Поснежник», Родин «Март», И. И. Левитан «Март», «Весна – большая вода».

Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: А как называют художника, который нарисовал такую картину?

Дети: Художник – пейзажист.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться. Показ картины.

Рассказ воспитателя: «Перед вами картина А. К. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их ветвях множество грачиных гнезд, вокруг корорых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окресности неумолкаемым гомоном.

На втром плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой, раскинулись поля, побуревшие от залежалого снега.

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно – голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегуясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избы. Кое – где меж облаков проглядывает ярко – голубое небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато – коричневые тона с бело – голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение обновление и запах весны. Картина очень жизненна и сежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник написал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

Вопросы:

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так думаете?

Что изображено в центре картины?

Где сидят грачи?

О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев?

Почему хорошо видны следы птиц на снегу?

Где стоят березы?

Опишите их, какие они?

Какими красками написал картину художник?

Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник?

Как художнику удалось это показать?

А как художнику удалось передать движение в картине?

О чем эта картина?

Как бы вы назвали эту картину?

Далее проводится физкультминутка – звучит музыка «ENIQMA»: дети оказываются в «лесу» и они превращаются в художников. На последних нотках музыкальной композиции появляется ВЕСНА. Весна прветствует ребят и предлагает вспомнить поговоки о весне, а так же прочитать стихи.

Весна: Каким можно назвать лес и где такие слова можно употребить: в рассказе, стихотворении, сказке?

Весна: Дети:

желтый лес в рассказе про осень

голый лес о зиме

белый лес и в рассказе, и в стихотворении

дремучий лес в сказке

Воспитатель: А знаешь, Весна, девочки приготовили тебе в подарок танец.

Девочки исполняют танец «Веснянка».

Весна: Спасибо большое ребята. А я хочу вам рассказать о деревце. (Весна рассказывает сказку). И предллагает нарисовать лесную полянку.

Пока работы подсыхают, воспитатель проводит дидактическую игру «Найди ошибку». После того как проведена игра, детские работы помещаются на ширму. Весна радуется работам и совместно с воспитателем проводит анализ работам.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Весна.Весна. Пришла весна, пора делать работы на весеннюю тему и украшать ими группу. Вот такую коллективную работу мы сделали с детьми, использовали.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 14:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...