Лучший педагог года

Ритмопластика в музыкальном воспитании дошкольников

надежда галицкая
Ритмопластика в музыкальном воспитании дошкольников

Гатчинский район

МБОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»

(структурное подразделение – детский сад)

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«Элементы ритмопластики – инновационный метод в программе музыкального развития дошкольников»

Музыкальный руководитель

педагог I квалификационной категории

Галицкая Н. Н.

«Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка исправляет душу»

Платон

Публикация «Ритмопластика в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Наши дети живут и развиваются в современных условиях музыкального социума. Не всегда высокохудожественные произведения музыкальной культуры, которые звучат повсюду и культивируются средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Основной задачей является поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, на основе формирования у них потребности в движении, коррекции отклонений в состоянии здоровья. Современное человечество, в том числе дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Гиподинамия – бич современности. Это вызывает утомление определенных мышечных групп и влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, в годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Детство является периодом наиболее благоприятным, для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Именно в раннем возрасте формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать. Поэтому считаю необходимым развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической, современной.

Наблюдения за детьми во время занятий, показали, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения : дома классическую музыку почти не слушают, в театры почти не ходят, а дома, в основном звучит поп-музыка.

Результаты диагностического обследования дошкольников показали низкий уровень развитости ладового чувства.

На музыкальных занятиях поставила цель: формирование эмоционально-образного восприятия музыки через двигательную активность.

Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи:

формировать основы музыкальной культуры;

воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;

учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения;

расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

уметь соотносить движения с музыкой;

развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

В творческом плане определила основные направления в работе (включение элементов ритмопластики в музыкальные занятия во всех возрастных группах).

Составила перспективный план для каждого возраста. Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическую целесообразность, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отразила последовательность и содержание, представленное программными задачами.

Практический раздел

Работаю по авторской программе И, Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки». Нисколько не умаляя значения этой программы в реализации задач личностного развития детей дошкольного возраста, применяю прогрессивные педагогические технологии и внедряю авторские программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, а также методические пособия по ритмике Т. Суворовой «Танцуй малыш», а также не забываю и богатый опыт прежних программ музыкального воспитания, созданных ещё в советское время.

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенных средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников.

Для этого в ДОУ имеется:

Музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

музыкальный инструмент : фортепиано;

мультимедийная аппаратура: компьютер, коммуникативный видеопроектор, музыкальный центр;

созданная мною мультимедийная аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой, фонотека сезонного репертуара, видеотека презентационного материала и видеофильмов для НОД;

иллюстрационный мультимедийный материал: картины природы по временам года, картины для -знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

портреты композиторов;

картотека музыкально - дидактических игр;

совместно с педагогами логопедами создаётся картотеки речевых упражнений для развития двигательных навыков, для развития голоса, пальчиковых игр, хороводов с пением.

Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах созданы центры музыкального развития, где имеются:

музыкальные инструменты, нестандартное оборудование;

музыкально - дидактические игры;

различные костюмы и атрибуты.

Репертуар

Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребё нка и удовлетворять двум требованиям:

1. Художественности.

Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.

Использую произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э. Грига, И. Штрауса. Репертуар по восприятию сгруппировала по темам «Песня, танец, марш», «Природа и музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах».

2. Доступности.

Это требование рассматриваю как в плане возможности восприятия, так и доступности для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям.

Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.)

Необходимо учитывать и объём музыкального произведения (продолжительность звучания). Наиболее оптимальным считаю продолжительность в 2-2,5 минуты для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 2,5-3 минуты для старших дошкольников.

Определение доступности двигательных упражнений связано также с анализом следующих параметров:

координационной сложности;

объёма движений;

интенсивность нагрузки.

Доступность музыкально-ритмических упражнений относительна.

Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями детей.

Формы организации.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Это - занятия, различные виды развлечений.

Основной закон детской природы заключается в том, что ребенок нуждается в непрестанной деятельности и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью, поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия.

Одним из основных элементов в организации музыкальных занятий является ритмопластика.

Мотивом любой деятельности ребёнка является интерес. Музыкально – ритмические занятия помогают пробуждать интерес, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. В основе ритмопластики лежат элементы ритмических движений, которые что называется природные для ребёнка, не требуют долгого заучивания. Задача педагога - научить детей соотносить свои движения с характером музыки, передавать её темповые, динамические, метроритмические особенности.

Для проведения разминок имеются записи фрагментов классической музыки. Самое главное, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даю для овладения определёнными навыками и умениями, образного характера и носят игровую форму. Включаю элементы ритмопластики как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий.

Некоторые композиции предлагаются детям как римопластические этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы :

Каждое занятие включает упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка.

• Различные виды ходьбы (на пятках, на носках, в полуприседе, с высоким подниманием колен, вперёд-назад, с изменением направления, с перестроением и т. д.).

• Хореографические упражнения по позициям рук и ног, наклоны, выпады, приседания, движения руками или ногами и т. д. ; Упражнения с предметами (ленты, мячи, шары, флажки, колокольчики, бубенцы, гимнастические палки, султанчики, снежинки, цветочки, крылья и др.)

• Упражнения с элементами спортивного танца, на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног, как правило это достаточно высокая силовая нагрузка.

• Упражнения на расслабление с целью обеспечить максимальный отдых детей. Чаще всего это плавные движения и упражнения на дыхание.

• Упражнения, включающие имитационно- подражательных движений под музыку.

Упражнения с использованием элементов народных и современных танцев: русских народных, национальных, исторических, эстрадных.

Для занятий у детей должна быть одежда, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям. Для девочек –юбочки, футболки или гимнастические купальники, белые носочки. Для мальчиков шорты, футболки, на ногах специальная обувь-чешки, либо просто носочки, педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его пластику.

Постепенно от занятия к занятию дети входят в мир движения не только через исполнительство, но и через развитие мыслительной деятельности, воспитания их памяти и внимания. Использование на занятиях точных понятий помогают знакомить детей с различными движениями не только посредством показа, но и объяснения. Дети 5-6 лет уже способны на основе закреплённых понятий выполнить то или иное задание без предварительного показа педагогом.

Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, которые делают праздник выразительным и привлекательно задорными.

Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.

При подготовке вечеров развлечений я не разучиваю танцы специально, а лишь заранее спрашиваю детей, что бы они хотели повторить, что им нравится больше всего и таким образом составляется программа досуга. И, конечно, выступления детей должны быть только в соответствии с их собственным желанием.

Наиважнейшим является создание на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого используется разговорно - игровой метод: ребёнок вникает в художественный замысел и это помогает ему скоординировать движения своего тела с характером музыки. Роль педагога использовать собственную увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах сотворчества и общего интереса к делу. И тогда будет творческий порыв, той атмосфера радости и раскрепощения, которые заражают детей положительными эмоциями и делают для них занятия ритмопластикой столь привлекательными. Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.

Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире применять различное спортивное малое оборудование: гимнастические ленты, мячи, скакалки и др., размер которых подбирается с учётом возраста.

Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Необходимо повышать профессиональное мастерство, быть неравнодушной к тому, что делаешь. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, которые делают праздник выразительным и привлекательно задорными.

Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.

Ритмопластика и движение в театрализованной деятельности детей - это сказка по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий. За основу берутся известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей. Мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, владение своим телом, позволяет детям преодолеть присущую им угловатость и скованность. Театрализация подразумевает согласование своих действий с действиями других героев, в том числе и в ритмопластическом плане.

Диагностика

Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо тщательно продуманное планирование и анализ результатов работы.

Руководствуясь результатами диагностики, которую провожу 2 раза в год, могу проследить музыкальное развитие ребёнка в динамике.

Диагностика проводится в виде наблюдений, выполнения заданий индивидуально или подгруппами.

Результат выполнения задания ребенка оценивается по трехбалльной системе. Это помогает выявить уровень развития ребёнка вначале учебного года и учитывать его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный подход к детям низкого и высокого уровня развития. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который даёт четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на развитие ладового чувства и чувства ритма.

На основе результатов диагностики планируется дальнейшая работа с детьми.

2 младшая группа А

1 - низкий 2 – средний 3 – высокий выполнение программы - 92

2 младшая группа Б

1- низкий 2 – средний 3 – высокий

выполнение программы – 91%

Средняя группа

1 -низкий 2- средний 3 – высокий выполнение программы – 87%

Старшая логопедическая группа начало года

1 – низкий 2 – средний 3 – высокий выполнение программы - 86%

Логопедическая подготовительная группа

1-низкий, 2-средний, 3-высокий

выполнение программы 91%

Работа с педагогами

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность действий.

С этой целью провожу консультации:

«Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей»,

«Самостоятельно-художественная деятельность детей и центры музыкального развития в группах»

«Влияние музыки на эмоционально-комфортное состояние ребенка в ДОУ»,

«Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей»,

«Коммуникативные игры».

Заключение

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.

У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

Педагоги коррекционных групп отметили, что музыкальная деятельность детей позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Литература:

1. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб. 2000.

2. Матвеева Р. Анализ парциальных программ музыкального развития»

3. Лобова А. Ф. Лобова А. Ф. Школа самовыражения. Екатеринбург,1998.

4. Лобова А. Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.

5. Корепанова М. В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. - М., 2003

6. Костина Э. П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991

7. Мерзлякова С. И. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию/ журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2000

8. Мерзлякова С. И. Ежедневник музыкального руководителя детского сада. - М., 2001

9. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998

10. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003

11. Гончарова Е. В. и др. Рабочая программа по музыке. Нижневартовск 2009.

12. Теряева С. В. Доверяйкина планета. Комплексно-целевая программа. Тюмень 2006.

13. Дошкольное образование. №6. М., 2002.

a.. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. 2000.

14. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.

15. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.

16. А. И. Бурениной по ритмической пластике для детей от 3 до 7 лет «Ритмическая мозаика»

17. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000.

18. М. В. Анисимова «Музыка здоровья» программа музыкального здоровье сберегающего развития»; «ТЦ Сфера»-2014.-128с

19. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» с детьми 2-7 лет; «Мозаика-Синтез»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников» «Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих.

Использование ЦОР в музыкальном развитии дошкольников Текст к презентации по теме: «Использование ЦОР в музыкальном развитии дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Актуальность На современном этапе главная задача музыкального.

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения (Консультация для педагогов) Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый.

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Фольклор культивирует главные жизненные ценности --- ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ритмопластика в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 09:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД