Лучший педагог года

РМО на тему «Знаменитые земляки»

Оксана Кудрявцева
РМО на тему «Знаменитые земляки»

Цели:

• Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Смоленской области.

• Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.

• Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

Ход круглого стола:

1. Вступительное слово руководителя РМО.

2. Просмотр НОД по ФЦКМ в подготовительной группе – воспитатель Байкова З. Х.

3. Обсуждение НОД по ФЦКМ – выступление Байковой З. Х.

Публикация «РМО на тему „Знаменитые земляки“» размещена в разделах

4. Выступление воспитателя Бандуш Е. В. на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

5. Просмотр документального фильма «Холм-Жирковский район».

6. Выступление воспитателя д/с «Колосок» на тему «Наши знаменитые земляки».

7. Выступление воспитателя д/с «Ёжик» на тему «Региональный компонент в нашем МБДОУ».

8. Подведение итогов РМО.

9. Планирование работы РМО на следующий учебный год.

10. Выступление специалиста 1 категории Смирновой Н. В.

1. Вступительное слово руководителя РМО.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В 2011-2012 учебном году наш детский сад работал по новой программе, которую мы сами дополнили на 20% региональным компонентом «Знакомство с родным краем».

Главным принципом воспитания гражданственности и патриотизма у нас является принцип культуросообразности, т. е. воспитание основывается на культурно-исторических, национальных традициях своей малой родины, региона, где мы родились и живём.

В концепции регионального компонента определены основные задачи:

Воспитание уважения к родной семье;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание любви к Родине, начиная с посёлка.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время СООД, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

2. Просмотр НОД по ФЦКМ в подготовительной группе – воспитатель Байкова З. Х.

3. Обсуждение НОД по ФЦКМ – выступление Байковой З. Х.

4. Выступление воспитателя Бандуш Е. В. на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в МБДОУ «Теремок».

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Мы знакомим детей с произведениями смоленских поэтов и писателей, с их биографией. Особенно детям нравятся сказки смоленского края, которые мы начинаем читать им со средней группы.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по знакомству дошкольников с родным краем может быть представлена следующим образом: СХЕМА

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего родного края.

Холм-Жирковский край неповторим. У нас своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен наш родной край.

Родной посёлок. Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрос-лых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших чле-нов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фрон-товых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Мы подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. (праздник 23 февраля - приглашали пап, дедушек, братьев; праздник 9 мая – приглашали ветерана войны Дементьеву Музу Николаевну, прабабушку 2 детей, которые посещают наш д/с).

Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему посёлку, мы подводим их к пониманию, что наш посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

• люди берегут и охраняют природу;

• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну мы сочетаем с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Планирование нашей системы работы по знакомству с родным краем происходит по следующим темам:

"История детского сада",

"Растительный мир",

"Родной очаг",

«Улицы посёлка»,

«Животный мир»,

«Знаменитые земляки»,

«Водоёмы»,

«Памятники воинам»,

«Уроки безопасности».

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.

При ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого наши дети посещают «Холм-Жирковский историко-краеведческий музей».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей, а именно к знакомству с родным краем, требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, посёлку, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий мы выражаем в фотовыставках.

За этот учебный год, работая по нашей системе «Знакомство с родным краем», мы достигли хороших результатов. Наши дети не только обладают определённым багажом знаний, но и проявляют уважение к людям труда, бережно относятся к природе, интересуются достопримечательностями родного края, испытывают чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

5. Просмотр документального фильма «Холм-Жирковский район».

Публикации по теме:

Круглый стол «Животный мир Смоленщины» КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Животный мир Смоленщины»Цели:•Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению.

Проект «Православный праздник «Пасха» (фотоотчёт)Проект «Православный праздник «Пасха» (фотоотчёт) Вид проекта:краткосрочный,познавательно-творческий Участники проекта:дети,воспитатели подготовительной группы,музыкальный руководитель,родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
РМО на тему «Знаменитые земляки»
Опубликовано: 24 октября 2014 в 23:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД