МААМ-картинки

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера

Елена Пенькова
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера

Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной.

Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Югра не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем крае.

На этом фоне особую значимость приобретает задача: формирование патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных ка-честв личности. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о поселке, в котором ты родился, о крае, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и живот-ном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера» размещена в разделах

Наблюдая за людьми, к сожалению, убеждаешься, что большинство не только не знает культуру местного населения, но и, в большинстве случаев, относится ко всему этому с пренебрежением. И возможно, в скором будущем, данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт ханты будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.

Мы хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народов севера, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.

Детский сад – учреждение специфическое. Здесь живут малыши и, вроде бы, разговор о любви к Родине, где мы живем, начинать еще рано, или, возможно сказать правильнее, - очень сложно. И все же нам не уйти от решения этой проблемы. С этой целью в нашем детском саду была разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов Севера, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента для детей дошкольного возраста, а так же нами было изготовлена игра-пособие «В гостях у Северяночки», с которой мы хотим вас познакомить.

Работа с данным пособием предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Севера, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.

Цель:

ознакомление детей с образом жизни ханты и манси;

• расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, их хозяйственной деятельности;

формирование представление детей о животных, которые живут в нашем крае;

• воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

Мы считаем, что данное пособие может быть задействовано в различных образовательных областях: это может быть познание (ознакомление с окружающим миром : природой, животным и растительным миром, коммуникация ( развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.

Пособие представляет собой книгу, на каждой странице размещен материал, знакомящий детей с северным краем.

1. 1-2 страница: игра «Собери герб»

2. 3-4 страница: игра «Найди свое жилище»

3. 5-6страница: игра «Подбери одежду»

4. 7-8 страница: игра «Что здесь лишнее?»

5. 9-10 страница: игра «Найди недостающую куклу Северяночку»

6. 11-12 страница: игра «Найди отгадку»

7. 13-14 страница: игра «Подбери сестренке брата»

Дидактическая игра «Собери герб»

Цель. Систематизировать знания о символике народов ХМАО; учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

На 1 странице в кармашке лежат разрезанные на несколько частей гербы ХМАО и Нефтеюганского района, на 2 странице изображены образцы данных гербов. Ребенок, глядя на образец, должен собрать герб.

Дидактическая игра «Найди свое жилище»

Цель. Закрепление знаний о жилище народов Севера.

На странице в кармашке лежит кукла Северяночка, на следующей странице нарисованы различные жилища. Ребенок должен найти национальный домик Северяночки.

Дидактическая игра «Подбери одежду»

Цель. Закреплять знания об особенностях хантыйского костюма : головные уборы, элементы одежды.

На странице в кармашке лежат элементы национальной одежды ханты, на другой странице изображены силуэты девочки и мальчика. Ребенок должен подобрать соответствующие им элементы одежды.

Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»

Цель. Закреплять знания об орудии труда; умение находить хантыйские орнаменты в ряде других орнаментов; умение классифицировать и обобщать.

На странице изображены предметы необходимые для охоты и рыбалки, один из предметов лишний.

На следующей странице изображены орнаменты, один из них лишний.

Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему.

Дидактическая игра «Найди недостающую Северяночку»

Цель. Закрепление знаний о разнообразии национальной одежды; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

На странице в кармашке лежат по 3 одинаковых расписанных куклы - Северяночки. На другой странице изображена таблица в 3 ряда и 3 столбца.

Воспитатель берет разные 3 расписанные куклы, располагает их на верхний ряд, во втором ряду он выкладывает только 2 расписанные куклы такие же, как и в первом ряду, а в третьем ряду 1 расписанную куклу такую же, как и в первом ряду. Затем предлагает ребенку посмотреть, каких расписанных кукол из первого ряда не хватает во втором и третьем рядах.

Дидактическая игра «Найди отгадку»

Цель. Знать характерные признаки животных Севера, явлений природы; уметь по данным признакам находить отгадку; развитие связной речи, мышления.

На странице в кармашке приготовлены картинки, соответствующие загадкам. На следующей странице написаны загадки, воспитатель читает детям какую- либо загадку, они должны найти картинку - отгадку.

Дидактическая игра «Подбери сестренке брата»

Цель. Закрепление знаний о различных национальностях, которые живут в нашем крае; развивать умение объединять картинки в пары при наличии общего признака; развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.

На странице в кармашке находятся 4 куклы - мальчиков в разных национальных костюмах. На другой странице нарисованы силуэты кукол - девочек в национальных костюмах. Ребенок из кармашка берет по одной кукле - мальчика и прикладывает их к соответствующим силуэтам кукол - девочек.

Пособие «В гостях у Северяночки» - выразительное, яркое, красочное, привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение. В результате работы с данным пособием дети накапливают необходимую информацию, получают знания, которые позволяют испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут.

Публикации по теме:

Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!»Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!» Совместная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Мы живем в России!» Составитель: Фатхиева А. М., воспитатель МАДОУ № 408.

Фотоотчёт «Ура, к нам приехали гости!»Фотоотчёт «Ура, к нам приехали гости!» Фотоотчёт детского сада «Чебурашка» «Ура, к нам приехали гости!» Билеты раскупаются, ребята собираются, Места спешат занять свои, детишки.

Итоговое занятие в подготовительной группе с целью систематизации знаний о своей Родине — России через совместную работу Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 комбинированного вида» Конспект итогового интегрированного.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы» Программное содержание. Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес.

Конспект НОД «Викторина по сказкам разных народов России» с детьми подготовительной группы с использованием ЭОР Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическое развитие.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Птицы разных стран» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» Конспект образовательной деятельности.

Конспект занятия для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы «Сколько разных профессий на свете!» Цель: Привитие познавательного интереса воспитанникам к профессиям родителей. Профориентационная работа. Задачи: - Расширение представлений.

Выставка поделок наших воспитанников (фотоотчет)Выставка поделок наших воспитанников (фотоотчет) Представляю Вам вторую часть поделок нашего сада. Дети с удовольствием любят заниматься данным видом деятельности, придумывать новые сюжеты.

Новогодние поделки родителей наших воспитанников (фотоотчет)Новогодние поделки родителей наших воспитанников (фотоотчет) В декабре объявили конкурс "Зимние фантазии" в котором участвовали родители детей нашего детского сада. Конкурс проходил на уровне нашего.

Конспект занятия «Животные разных стран» для подготовительной группы Задачи: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том в какой части суши живут разнообразные животные; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера
Опубликовано: 24 января 2016 в 11:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД