Родительская конференция «Экологическое воспитание в ДОУ»

Ольга Никифорова
Родительская конференция «Экологическое воспитание в ДОУ»

Родительская конференция на тему: «Экологическое воспитание в ДОУ»

Выступление старшего воспитателя:

С момента рождения, ребенка окружает мир природы, и первые его ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды - ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Формировать элементарные экологические знания и представления;

Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Цель экспериментальной деятельности: углубление представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Для обогащения знаний и представлений экологической направленности у детей, мы используем экологические игры «Чудесный мешочек», «С какого дерева лист», «Назови детенышей», картинки с изображением фруктов и овощей, домашних животных и их детёнышей.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

В ДОУ организуются и проводятся экологические праздники на различные темы:

Всемирный день воды;

Международный день птиц;

День земли;

Всемирный день охраны окружающей среды.

В работе по ознакомлению окружающим миром мы используем региональный компонент: детей знакомим с природой родного края, традициями и обычаями народов Башкортостана, организуем посещение Краеведческого музея.

Особое значение мы уделяем совместной работе родителей и детей, часто организуем совместные выставки. В октябре прошла очередная выставка на тему: «Осенние фантазии», в которой приняли участие родители всех групп.

Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условия детского сада. И так, я приглашаю Вас в научную лабораторию, где мы с вами проведем опыты.

Вход воспитателя: Семёновой Т. М. В своей работе я уделяю все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Родительская конференция «Экологическое воспитание в ДОУ»

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак первый опыт опыты: «Лимон надувает воздушный шар».

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Следующий опыт с яйцом и водой.

Материалы:

Две одинаковые банки с водой.

Два яйца.

Поваренная соль, ложка.

Работа с материалом.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.

В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.

Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.

Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.

Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

«Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Следующий опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. Спасибо за внимание!

Музыкальный руководитель: Мы приглашаем Вас приять участие в хороводной игре: «А я по лугу» (русская народная песня,родители и дети встают в хоровод и выполняют движения согласно тексту песни.

Исполнение песни «Осень наступила»

Слова: Л. Некрасова,

Музыка: З. Левина

девочки группы №2,

Песня «Песенка про ежика» группа №4.

автор: Маслекнников.

Ведущий: Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я (Осень) .

Входит Осень (воспитатель Гаффанова Г. М.): Здравствуйте, вы правильно отгадали загадку, это загадка про меня. А сейчас я хочу попросить Вас сказать как называется осень в сентябре, октябре, ноябре.

Ответы: сентябрь - ранняя осень,

октябрь - золота осень,

ноябрь - поздняя осень.

Осень: правильно назвали, а следующее мое задание вспомнить пословицы и поговорки об осени. Я начну, а вы продолжите, посмотрю, как вы знаете пословицы об осени.

Пословицы и поговорки

1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

4. От осени к лету, поворота нету.

5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Осень: Легко справились и с этим заданием, а теперь еще загадки (Об овощах и фруктах.

Осень: А как известно осенью мы собираем урожай плодов, выходите в круг заведем хоровод «Огородная - хороводная». Музыка: Можжевелов Б., слова: Пассова А.

Осень: Молодцы, какой большой урожай собрали. Посмотрите, что в подарок я вам принесла это чудесный мешочек я предлагаю поиграть в игру угадай на ощупь. Не доставая предмет из мешочка вы должны догадаться какой овощ или фрукт у вас в руках - игра «Чудесный мешочек» (Овощи и фрукты муляжи, на ощупь вы справились, а отгадаете фрукты, овощи на вкус, а для этого я предлагаю поиграть в игру «Угадай на вкус»

(овощи и фрукты, нарезанные ломтиками на шпажках, салатницы).

Осень: Посмотрите, сколько разны овощей у меня на подносе, а что можно из ни приготовить?

Ответы: перечисление.

Осень: Сегодня я предлагаю всем вместе приготовить винегрет.

(раздача досок, тарелок с овощами, ножей, перчатки, на общем столе подсолнечное масло, соль, влажные салфетки). Приготовление винегрета.

Осень: Уважаемые родители, дорогие дети приглашаем вас в группу на совместное чаепитие.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. ; «Просвещение, 2002»

3. http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/78-metodicheskie-trebovaniya-k-podgotovke-i-provedeniyu-eksperimentov.html

3. Николаева Н. С. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар» 1996.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Календарь погоды» в детском саду«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Родительская конференция «Экологическое воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 08:28
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Новогодние фантазии в группе «Непоседы»
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Педагогическая статья «Я сердце отдаю детям».
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...
Фотоотчет «Рождественская сказка» или о балете «Щелкунчик»
Рождество - волшебное время. Это ожидание чуда, сказки, исполнения желаний! Поэтому некоторые музыкальные произведения и воспринимаются нами как...
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2017
Международный образовательный портал МААМ подводит итоги ежегодного конкурса. В 2017 году более 46 000 участников разместили более 134 000 публикаций и...