Получи документы

Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях

Екатерина Вальтер
Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях

В наше непростое время все государственные структуры и, к сожалению и образовательные учреждения как будто бы забыли, что именно в семье закладываются нравственные основы личности.

Половина проблем, которые пытаются решать государственные и муниципальные служащие - беспризорность, алкоголизм, наркомания, правонарушения и преступления несовершеннолетних, социальное сиротство, брошенные старики – являются следствием того, что семья предоставлена сама себе, а мужья и жены не умеют отлаживать отношения друг с другом и с детьми; не знают, как организовать свою жизнь и жизнь семьи. Измельчали общественные ценности, исчезли идеалы. Как жить, что любить и чему учить детей - сами взрослые не могут дать себе ответ.

Публикация «Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях» размещена в разделах

Последние исследования современной семьи говорят о том, что в ней остро не хватает любви и практически отсутствует процедура согласования понятий и действий.

Общеизвестна истина: добро и зло, хамство и порядочность, успех и неудача берут своё начало в семье. Именно от того, насколько родители способны быть воспитателями самих себя и своего ребёнка, зависят нравственные устои общества и безопасность государства.

Решением Министерства образования Российской Федерации в 2000 году педагогическим коллективам было рекомендовано восстановить систему психолого-педагогического просвещения родителей. И это было обосновано: экономическое и политическое реформирование страны отрицательно сказалось на российской семье.

Но здесь уже была необходима не просто просветительская работа с родителями, а действительно родительское образование. Причем родительское образование рассматривается здесь не только как составная часть процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, но и одна из форм её педагогической поддержки, способ вернуться к добрым традициям духовно-нравственного воспитания в нашей стране.

Именно родительское образование гарантирует ребенку право на семью и любовь родителей, является основной для решения проблем семьи, материнства и детства. Это способ качественно улучшить демографическую ситуацию в обществе, возможность повысить уровень домашней жизни. И, наконец, родительское образование – это средство стать счастливым.

Все эти проблемы приводят к необходимости организации целенаправленной и систематической работы с семьями воспитанников ДОУ.

Одной из форм родительского образования, направленной на самовоспитание мам и пап, на развитие семейных отношений является социально- педагогическая технология «Родительские чтения».

Родительские чтения – это просветительское мероприятие для родителей, в основе которого лежит чтение конкретной литературы (отрывков из неё, отдельных статей) по вопросам родительского образования. Это возможность обменяться друг с другом опытом семейного воспитания. Родительские чтения предоставляют педагогам и родителям согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию образовательного учреждения и семьи, педагога и родителя, родителей и ребёнка.

С целью реализации данной технологии в образовательном пространстве дошкольного учреждения был разработан педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников детского сада.

Цель проекта: апробация в практике деятельности ДОУ социально-педагогической технологии по духовно- нравственному развитию семьи «Родительские чтения».

Задачи:

1. Реализовать современную технологию организации родительского образования.

2. Формировать потребность в повышении психолого-педагогической культуры у родителей воспитанников.

3. Развивать рефлексивные способности членов семьи, выявить и транслировать положительный опыт семейного воспитания.

4. Разработать методическое сопровождение для работы с семьями воспитанников.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

1 этап – подготовительный.

Цель: разработка содержания проекта, условий для его реализации.

На данном этапе было разработано методическое обеспечение проекта, подобрана научная и методическая литература; систематизированы диагностические методики по детско-родительским отношениям. Проведено родительское собрание с целью ознакомления родителей с технологией духовно-нравственного развития детей и взрослых.

2 этап –деятельностный.

Цель: реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей через организацию «Родительских чтений».

Реализация технологии предполагает разные формы проведения Родительских чтений :

1. Работа с конкретной статьёй. Для этого раздаём присутствующим статью (или её копию). Немного рассказываем об авторе. И начинаем читать вслух (по абзацу, по столбику) по цепочке. А, может, педагог сам будет передавать эстафету чтения от родителя к родителю.

Родительские чтения могут продолжаться от 10-15 минут до 1 часа. Но чтобы сформировать у родителей культурную норму, лучший вариант – когда Чтения будут являться составной частью встречи педагога с родителями. А для этого надо для себя взять за правило – материал должен быть небольшим, но обязательно интересным для мам и пап.

2. Работа с журналом «Родной дом» - с журналом для семьи и родительского самообразования. 8-10 минут для знакомства и чтения журнала «по диагонали» - вполне достаточно. Потом каждая микрогруппа знакомит аудиторию с тем материалом, что на их взгляд оказался действительно интересным.

3. Организация заочных родительских чтений через работу почтового ящика «Советчик семьи». В почтовом ящике находятся небольшие тексты по одной тематике. Тексты можно взять у классиков Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского и т. п. Не исключается и зарубежная литература. Это могут быть выдержки из произведений, сказок, легенд, притч, писем авторитетных людей.

А затем приглашаем родителей на разговор : «Какими видятся отцы и матери в тех литературных текстах? Что устроит ребёнка, а что нет? Почему? А какими должны быть родители?», «Какие они – хорошие родители. Заканчиваются встречи рефлексией: «После этого разговора я …». Такие родительские чтения, можно провести только с отцами: «Какой я отец?» или с мамами: «Какая я мама?».

4. Презентация печатного издания. Издание по своему содержанию должно быть интересно родителям. Каждый родитель должен получить журнал. Необходимо время на общение с журналом, каждый должен найди «свой» материал.

Во время встречи родители поочерёдно рассказывают, что им в журнале понравилось и почему? Нужен ли этот журнал родителям и почему?

5. Работа с дневниками или личной перепиской известных людей. Например, это могут быть письма К. Маркса к дочери, письма В. Сухомлинского к сыну. Дается задание микрогруппам: выбрать из текста те строчки, что можно рассматривать как наказ женщине, мужчине, детям. Таким образом, была оформлена «Родительская энциклопедия», в которой собраны высказывания известных людей.

6. Организация семейных чтений. На данных родительских чтениях проигрывается организация семейных чтений для детей. Для этого использовали рубрику «Страницы семейного чтения» в журнале «Родной дом». Родители берут на себя роль детей и вместе с педагогом проигрывают ситуацию семейного чтения. Читают отрывок из произведения, отвечают на поставленные вопросы. Это первая часть родительских чтений. Во второй части родители общаются друг с другом уже в роли родителей :

- Много ли времени ушло на чтение и беседу с ребёнком?

- Зачем нужна эта семейная традиция ребёнку? Родителям?

- В чьей семье есть такая традиция и как она осуществляется?

Итогом таких встреч стало создание книги «Страницы семейного чтения».

В процессе реализации социально-педагогической технологии «Родительские чтения» было разработано методическое сопровождение:

- рекомендации для успешных родителей «Радости воспитания»;

- памятки «Как общаться с ребёнком»,«Правила семейного воспитания»«Учимся любить»;

-совместно с родителями и детьми создан словарь «Добрых чувств»;

- подобраны проблемные ситуации по вопросам нравственного воспитания детей;

- создана картотека пословиц, поговорок, афоризмов о семье;

- оформлена выставка «Семья глазами ребенка».

На заключительном (аналитическом)этапе прошла презентация результатов проектной деятельности в форме праздника «День семьи», были подведены итоги работы, представлены методические разработки.

В ходе реализации проекта созданы условия для организации родительского образования :

1. Разработано методическое обеспечение проекта (анкеты, диагностики, методические рекомендации, консультативный материал, памятки,наглядные пособия).

2. Создана целенаправленная система мероприятий по повышению родительского образования.

3. Обобщен педагогический опыт по реализации современных технологий взаимодействия с семьей.

Внедрение современной социально-педагогической технологии нравственно-духовного воспитания в образовательный процесс дошкольного учреждения способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, формирует у родителей адекватную самооценку и собственную мировоззренческую позицию, основанную на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека. Родительские чтения являются актуальной и эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи.

Список литературы:

1. Бачева Е. В. Любовь в нашем доме. Методическое пособие. – Пермь: 2008г. 64с.

2. БачеваЕ. В. Родной дом. Журнал для семьи и родительского самообразования. – Пермь: 2008г. № 4,5. 2009г. № 2,3. 2010г. № 1. 2011г. № 1.

3. Бачева Е. В. Словарь семейного счастья. – Пермь: Печатник, 2011. 60 с.

4. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80с.

5. Макаренко С. Семейный социальный педагог в контактах семьи и школы. //Социальный педагог, №2, 2004г.

6. Матейчик З. Родители и дети. Москва, 1992г.

7. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М. : 1987.

8. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё й: Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2006. - 80с.

9. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М. : Политиздат, 1990. - 319с.

Публикации по теме:

Безопасность в детском саду Презентация в Power Point о безопасности детей, о группах опасностей: Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения,.

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 16:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД