Родительское собрание «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье»

Оксана Глазунова
Родительское собрание «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье»

Родительское собрание:

«Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье

Подготовила: Глазунова Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ № 2

1. Возрастная группа: старшая

2. Дата проведения: 12.10.15

3. Присутствовало: 16 человек

4. Отсутствовало: 1 человек по уважительной причине.

5. Форма проведения: круглый стол

6. Участники: воспитатель, родители

7. Предварительная работа: консультации

Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия

Задачи:

• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье

• расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых; вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций

Повестка родительского собрания:

1. Сообщение воспитателя подготовительной группы Глазунова О. В. на тему: «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье»

2. Выборы родительского комитета.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна: «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше.

Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.

Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.

Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.

В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм и лень.

Основная задача семьи в трудовом воспитании ребёнка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?

Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? Послушайте и осмыслите этот перечень поручений.

Перечень поручений

• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.

• Заботиться о младшем брате или сестре.

• Стирать свои мелкие вещи.

• Мыть чайную посуду.

• Следить за чистотой обуви.

• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

• Гулять с собакой, кошкой.

• Ухаживать за растениями

• Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)

• Накрывать на стол и убирать со стола

• Подклеивать книги, коробки для настольных игр

• Убирать свою постель

Проведение анкетирования (приложение)

Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на команды.

Я предлагаю вам игру. Игра «Блиц-вопрос»: на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо взять карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.

• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)

• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (н-р, убрать за собой игрушки?

• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?

• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом?

Следующее задание: Разбор ситуаций

У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

1.) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?

Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.

Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.

И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.

2) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук».Почему это произошло?

Ответ:Вынарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

3) Папа поручил сыну помыть свои ботинки от грязи. Но сын никогда раньше этого не делал, об этом заботилась всегда мама. Ребёнок подумал, зачем мыть ботинки, если они завтра снова испачкаются. Мальчик не стал мыть ботинки (тем более, что папа не поинтересовался, выполнил сын поручение или нет, и побежал играть с новой машинкой)

Вопрос: Как вы думаете, кто в данной ситуации не прав?

4)Мама опаздывает на работу, а её дочь( 5 лет) всё утро как- будто нарочно тянет время, не хочет собирать игрушки, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает.

Вопрос: Что делать в данной ситуации?

Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора.

5)Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться!» – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.

Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.

Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- Приобщение к труду через самообслуживание;

- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

- организация обучения выполнению трудовых операций;

- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Мы, взрослые, должны прививать детям уважительное отношение к любому виду деятельности.

Общие ошибки

Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т. п.) поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным.

Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка

Я подготовила для вас небольшие памятки с рекомендациями по воспитанию трудолюбия у детей. Надеюсь, они будут для вас полезными (Приложение)

Домашнее задание

Часто ответ на вопрос «Кем работают твои родители вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. Необходимо дома поговорить со своими детьми. Чтобы каждый из вас рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей.

Подготовить своих детей к беседе в детском саду на тему: «Кем работают мои родители».

2. Выборы родительского комитета

По второму вопросу слушали Глазунова О. В. Она предложила выбрать новый родительский комитет. Было предложено 5 кандидатур, из них путём голосования были избраны 3 человека:

Председатель родительского комитета: Тополян Е. В.

Секретарь: Соловьёва И. Г.

Помощник: Панасенко Ж. С.

Решение собрания

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам. Неприбегать к наказанию трудом. Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям. Принять активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию детей.

2. Родительскому комитету совместно с педагогами составить план работы на 2015-2016 учебный год.

Используемая литература:

1. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.

2. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.

3. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.

4. Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.

Публикации по теме:

Протокол родительского собрания Протокол родительского собрания группы №8 от 12.02.2015года. Присутствовало 18 человек. Повестка дня: 1. Выступление инструктора по физической.

Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.

Родительское собрание «Я говорю!»Родительское собрание «Я говорю!» «Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать,но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!».

Родительское собрание «Мир оптимистов»Родительское собрание «Мир оптимистов» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем.

Родительское собрание «Экология и мы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 408 620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30,.

Родительское собрание по ПДД Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.

Родительское собрание по ПДД План проведения собрания: 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Выступление детей подготовительной группы. Инсценировка.

Родительское собрание с использованием ИКТ Родительское собрание на тему : «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Подготовила и провела.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Я и мой ребёнок» 1. Психологическая игра с родителями «Кто я, какой я» - надо представиться и назвать свои сильные и слабые стороны; 2. Сообщение воспитателя.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Родительское собрание «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье»
Опубликовано: 25 марта 2016 в 00:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект дидактической игры «Строим домик для животных» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Строим домик». Математика. Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме ( кубик, кирпичик) ; учить соотносить...
Консультация для родителей «Детские обиды»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами публикацией "Не обижай меня, мама! ". Ведь зачастую мы сами...
Конспект итогового занятия «Кошка и мышки» по физической культуре
ель: Содействовать охране и укреплению здоровья детей. Способствовать развитию физических качеств детей. Задачи: 1. Упражнять в прыжках на месте, в...
Картотека «Физкультминутки для дошкольников»
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...