Родительское собрание «Детские неврозы»

Ольга Андреева
Родительское собрание «Детские неврозы»

Специальные исследования показали, что в течении последних лет около 20 % детей, поступающих в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера (т. е. находятся на грани нормы и болезни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается на 60-70%. Их очень трудно выявить в дошкольный период. Родители и педагоги не считают характерные для них особенности поведения болезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здоровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, когда нервно-психическая и физическая нагрузка на организм ребенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются. Плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность им заболеть. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливым, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче, обижаются, плачут, пускают в ход кулаки- все поведение ребенка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются в классе. Их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и не собраны.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения (передергивание и пожимание плечами, нервные тики)- все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находится в состоянии перенапряжения.

Нередко взрослые (родители, воспитатели, учителя) считают перечисленные особенности поведения результатом плохого воспитания и предъявляют повышенные требования к такому ребенку, обвиняют его в лени, неаккуратности и. т. д. Это,как правило, не приводит к желаемым результатам, напротив, усугубляет состояние нервозности.

Нужно заметить, что в самом деле не всегда трудности в воспитании и обучении детей 6-7 летнего возраста свидетельствует о развитии невроза. Упрямство, строптивость, своеволие могут быть симптомами возрастного кризиса семи лет. Кризисы закономерны, являются необходимым результатом и условием объективного хода развития детской психики. В переходных возрастах симптомы кризиса в той или иной мере проявляются у всех детей, только у одних они сглажены и почти не заметны, а у других- принимают форму бунта. Здесь нет отклонений в психическом здоровье, напротив, симптомы возрастного кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на более высокую ступень развития и готов к более «серьезным» видам деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Причина кризисов заключается в том, что система педагогических, воспитательных требований, предъявляемых ребенку, отстает от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Изменение этих требований и отношения к ребенку в целом, как правило, приводит к тому, что кризис постепенно затухает. Замечено, что у детей, проявлявших острую симптоматику кризиса в старшем дошкольном возрасте, с поступлением в школу негативные проявления проходят. Эти дети быстрее адаптируются к школьной жизни и лучше учатся, чем из сверстники, у которых кризис 7 лет протекал вяло или отсутствовал вообще.

И еще одно замечание. Кризисы имеют вполне определенные границы, психологи выделяют: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис, кризис юности.

Детские неврозы не имеют возрастных границ, это сбои, нарушения в работе нервной системы, которые возникают под влиянием неблагополучных условий, как биологического, так и социального характера. С поступлением в школу состояние ребенка-невротика, как правило, ухудшается. В отличии от кризисов, невроз следует рассматривать, как отклонение в развитии.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновении этого заболевания, являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребенка: конфликты в семье, отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников; рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, утрата близкого человека и т. д.) неуравновешенность и нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребенка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

Что нужно делать, если есть признаки невроза и все основания полагать, что он разовьется с поступлением ребенка в школу? Прежде всего, не надо спешить давать ребенку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

Вот несколько рекомендаций родителям:

1. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребенку, проявляйте больше любви и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте возможность ему выговориться, обсудите с ним то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните,как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причину поступков других людей. Важно помнить, что с ребенком 6-7 лет уже можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом- с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не повышенных тонах в форме назиданий.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых, смешного поросенка и т. д.

Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбудился перед сном. Если на ребенка успокаивающе действует вода,

полезны перед сном душ или ванна.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной» тревожности- устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В это день дайте себе слово, что не будите кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получиться, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы. Не слишком ли многого вы хотите от него?. Полезно вспомнить себя в этом возрасте «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!

7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила:

• У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов.

• Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.

• Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы-ужасы- не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям следует помнить, что здоровая нервная система-залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу трудности обязательно будут- они есть у всех первоклашек, это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.

Публикации по теме:

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Родительское собрание «Права ребенка — это права взрослого». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» Старший дошкольный возраст. Блог Светланы ЛогиновойАнонс Добрый день, уважаемые.

Автор публикации:
Родительское собрание «Детские неврозы»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 14:00
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....