Лучший педагог года

Родительское собрание «Детские неврозы»

Ольга Андреева
Родительское собрание «Детские неврозы»

Специальные исследования показали, что в течении последних лет около 20 % детей, поступающих в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера (т. е. находятся на грани нормы и болезни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается на 60-70%. Их очень трудно выявить в дошкольный период. Родители и педагоги не считают характерные для них особенности поведения болезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здоровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, когда нервно-психическая и физическая нагрузка на организм ребенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются. Плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность им заболеть. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливым, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче, обижаются, плачут, пускают в ход кулаки- все поведение ребенка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются в классе. Их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и не собраны.

Публикация «Родительское собрание „Детские неврозы“» размещена в разделах

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения (передергивание и пожимание плечами, нервные тики)- все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находится в состоянии перенапряжения.

Нередко взрослые (родители, воспитатели, учителя) считают перечисленные особенности поведения результатом плохого воспитания и предъявляют повышенные требования к такому ребенку, обвиняют его в лени, неаккуратности и. т. д. Это,как правило, не приводит к желаемым результатам, напротив, усугубляет состояние нервозности.

Нужно заметить, что в самом деле не всегда трудности в воспитании и обучении детей 6-7 летнего возраста свидетельствует о развитии невроза. Упрямство, строптивость, своеволие могут быть симптомами возрастного кризиса семи лет. Кризисы закономерны, являются необходимым результатом и условием объективного хода развития детской психики. В переходных возрастах симптомы кризиса в той или иной мере проявляются у всех детей, только у одних они сглажены и почти не заметны, а у других- принимают форму бунта. Здесь нет отклонений в психическом здоровье, напротив, симптомы возрастного кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на более высокую ступень развития и готов к более «серьезным» видам деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Причина кризисов заключается в том, что система педагогических, воспитательных требований, предъявляемых ребенку, отстает от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Изменение этих требований и отношения к ребенку в целом, как правило, приводит к тому, что кризис постепенно затухает. Замечено, что у детей, проявлявших острую симптоматику кризиса в старшем дошкольном возрасте, с поступлением в школу негативные проявления проходят. Эти дети быстрее адаптируются к школьной жизни и лучше учатся, чем из сверстники, у которых кризис 7 лет протекал вяло или отсутствовал вообще.

И еще одно замечание. Кризисы имеют вполне определенные границы, психологи выделяют: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис, кризис юности.

Детские неврозы не имеют возрастных границ, это сбои, нарушения в работе нервной системы, которые возникают под влиянием неблагополучных условий, как биологического, так и социального характера. С поступлением в школу состояние ребенка-невротика, как правило, ухудшается. В отличии от кризисов, невроз следует рассматривать, как отклонение в развитии.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновении этого заболевания, являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребенка: конфликты в семье, отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников; рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, утрата близкого человека и т. д.) неуравновешенность и нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребенка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

Что нужно делать, если есть признаки невроза и все основания полагать, что он разовьется с поступлением ребенка в школу? Прежде всего, не надо спешить давать ребенку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

Вот несколько рекомендаций родителям :

1. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребенку, проявляйте больше любви и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте возможность ему выговориться, обсудите с ним то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните,как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причину поступков других людей. Важно помнить, что с ребенком 6-7 лет уже можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом- с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не повышенных тонах в форме назиданий.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых, смешного поросенка и т. д.

Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбудился перед сном. Если на ребенка успокаивающе действует вода,

полезны перед сном душ или ванна.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной» тревожности- устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В это день дайте себе слово, что не будите кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получиться, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы. Не слишком ли многого вы хотите от него?. Полезно вспомнить себя в этом возрасте «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!

7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила:

• У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов.

• Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.

• Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы-ужасы- не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям следует помнить, что здоровая нервная система-залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу трудности обязательно будут- они есть у всех первоклашек, это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.

Публикации по теме:

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Родительское собрание «Права ребенка — это права взрослого». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» Старший дошкольный возраст. Блог Светланы ЛогиновойАнонс Добрый день, уважаемые.

Автор публикации:
Родительское собрание «Детские неврозы»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 14:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД