Лучший педагог года

Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»

Елена Блудова
Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников.

ПЛАН :

1. Знакомство с пальчиковой гимнастикой

2. О роли артикуляционной гимнастики

Публикация «Родительское собрание для родителей средних групп „Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Выступление логопеда (дефектолога) о проблемах речевого развития детей средних групп «Непоседы», «Светлячок», «Капелька»; речевое развитие детей дома

4. Консультация психолога о просмотре мультфильмов

5. КВН для родителей «Знайки и Грамотеи».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В дошкольном возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

Самыми важными элементами в развитие ребенка дошкольного возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе.

Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями.

Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

• просто шнуровать;

• использовать его в сюжетно-ролевых играх;

• изучать цвета;

• познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.

• Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат. То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.

Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:

1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.

2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.

3. Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Вывод

Запомните основной принцип, по которым выбираются игры для детей дошкольного возраста : занятия должны быть разнообразными, не повторяться часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию. Сочетайте подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей. Не перегружайте ребенка, но и не забывайте, что он – большая губка, готовая впитать все, что Вы дадите.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

для детей среднего дошкольного возраста

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику? На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей; показ взрослым упражнения; выполнение упражнения детьми перед зеркалом; контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки; выполнение упражнения без зеркала (если это возможно). В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными. Артикуляционная гимнастика для малышей Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься. "Окошко" широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" "Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы "Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя. " покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) "Чашечка" улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) "Дудочка" с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) "Заборчик" улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы "Маляр" губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо "Грибочек" улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке прикососать широкий язык к нёбу "Киска" губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы "Поймаем мышку" губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик) "Лошадка" вытянуть губы приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки) "Пароход гудит" губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы. " "Слоник пьёт" вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая "Индюки болтают" языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба. " "Орешки" рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки на щеках образуются твердые шарики - "орешки" "Качели" улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы "Часики" улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой "Блинчик" улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу "Вкусное варенье" улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу "Шарик" надуть щёки сдуть щёки "Гармошка" улыбнуться сделать "грибочек" (т. е. присосать шарокий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) "Барабанщик" улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ. " "Парашютик" на кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх "Загнать мяч в ворота" "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Положительное влияние пальчиковой гимнастики на психическое развитие малыша следующее. Ритмичные движения будут способствовать активизации речевых центров в головном мозге. Пальчиковая гимнастика способна развивать умения и навыки малыша подражать взрослым, вслушиваться в их речь и концентрироваться на ней. Упражнения создают очень хорошую эмоциональную атмосферу. Даже самый маленький ребенок научается сосредотачивать свое внимание и оптимально распределять его. Пальчиковая гимнастика способна развивать практически все психические познавательные процессы. Так, в процессе запоминания пальчиковых игр, правильного положения пальцев, последовательности движений, стихов активно развивается память. Помимо этого, такие занятия развивают фантазию и воображение, потому что при помощи рук можно «рассказать» целую историю. Занятия будут способствовать тому, что пальцы и кисти станут гибкими, подвижными и сильными. Пальчиковая гимнастика имеет следующие достоинства в сравнении с основными развивающими занятиями : Во-первых, позаниматься ей с дошкольниками смогут даже очень занятые родители, поскольку она потребует минимального количества времени. Во-вторых, для занятий не потребуется приобретения дополнительных "инструментов", нужны только ручки малыша и родительское воображение. В-третьих, пальчиковая гимнастика сможет подойти даже для самых маленьких детей. В-четвертых, такие занятия очень нравятся всем детям - как малышам, так и семилеткам. Именно поэтому пальчиковая гимнастика для дошкольников может стать очень эффективной для развития мелкой моторики. Но, нужно иметь в виду то, что ей рекомендуется заниматься с детьми регулярно и систематически. Первый этап должен начаться с самого рождения. В процессе кормления можно постоянно поглаживать пальчики малыша и ладошку. В дальнейшем самым эффективным занятием будет игра в «сороку-воровку», обязательно проговаривая известную всем поговорку. Причем нужно иметь в виду то, что рекомендуется не только взрослым гладить ладошку ребенка, то делать так, чтобы и он повторял те же самые движения, но на руке взрослого. Второй этап подразумевает включение самостоятельных движений. После года дети уже смогут хорошо «рассказать» при помощи рук элементарные стихотворения, которые будут "заставлять" ребенка делать движения вверх-вниз, сжимание, потирание и прочее. Третий этап. Позже начинается пальчиковая гимнастика в детском саду. Тексты должны усложняться. Причем, можно использовать уже не только рифмованный текст, но также сказки, рассказы и повести. Ребенок же должен изображать при помощи рук животных, предметы и прочее. Рекомендуется как можно больше разнообразить сюжетный ряд, чтобы дошкольнику это было интересно. Четвертый этап. Пальчиковая гимнастика должна усложняться теперь применением счета. Дошкольник не только делает манипуляции своими пальчиками, но также их уже и считает. Необходимо постоянно усложнять упражнения, делая их интереснее. Желаем интересных и эффективных занятий!

Пчела.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками).

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(На каждое название насекомого загибают пальчик).

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам).

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

(Роняют ладони на стол).

«Развиваем речь с помощью скороговорок».

Воспитатель: Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №3).

Итак, проделывайте все пошагово:

1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

КВН для родителей «Знайки» и «Грамотеи»

Задачи:

1. Сформировать интерес родителей к разнообразным развивающим играм со словами;

2. Создавать эмоциональный комфорт.

Оборудование: таблицы, фломастеры, карточки к игре «Шифровальщики», скороговорки.

Правила: играют две команды, право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности.

Ход:

Зал украшен воздушными шарами. На центральной стене надпись «КВН».

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались в клубе веселых и находчивых и предлагаем вам поиграть в серию словесных игр.

В заседании клуба принимают участие команды «Знайки» и «Грамотеи». (Представляет капитанов.) В жюри входят. (Представляет членов жюри.) Выполнение каждого задания оценивается по трехбалльной системе.

1- й конкурс «Отгадай загадку»

ЗНАЙКИ

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

ГРАМОТЕИ

Всегда он в работе,

Когда мы говорим;

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

2- й конкурс «Узнай пословицу по ее перевертышу»

Ведущий. В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок. Например: «Книгу прочитал — умнее стал» или «Маленький да удаленький». Сумеете ли вы узнать пословицу по ее «перевертышу», т. е. в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению.

Большая кошечка от молодости котенок. (Маленькая собачка до старости щенок.

Зверь зверю враг и сестра. (Человек человеку друг и брат.)

3-й конкурс «Торопясь не ошибись»

(2 мин)

Вопросы для первой команды:

1. Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующий.)

2. Мать отца или матери. (Бабушка.)

3. Женщина по отношению к своему ребенку. (Мать.)

4. Сбор родителей для решения педагогических проблем. (Родительское собрание.)

5. Отец и мать ребенка. (Родители.)

6. Маленький доносчик. (Ябеда.)

7. Какие наказания недопустимы? (Телесные.)

8. Шоколадное яйцо. (Киндер- сюрприз.)

Вопросы для второй команды:

1. Какие поощрения недопустимы? (Денежные.)

2. Детсадовский «Айболит». (Медсестра.)

3. Помощник воспитателя. (Няня.)

4. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

5. Мужчина по отношению к своему ребенку. (Отец.)

6. Маленький обманщик? (Врун.)

7. Место, где непослушный ребенок отбывает наказание? (Угол.)

8. Какой рукой мешают компот? (Ложкой.)

Подводятся итоги конкурса.

4-й конкурс «Слова-омонимы»

Ведущий предлагает вспомнить, какие слова в русском языке называются омонимами. (Омонимы произносятся одинаково, но обозначают разные предметы.)

Чья команда быстрее ответит на вопрос:

1. Каким патроном не зарядить ружье? (Патроном, в который вкручивается электрическая лампочка.)

2. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)

3. В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)

4. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)

Подводятся итоги конкурса.

5-й конкурс «Скороговорщики»

Капитаны команд вытягивают конверты, в которых написано по одной скороговорке. (Выбирается один член команды.)

• Ящерка на ящике яблоки на ярмарку в ящике везла.

• Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

Подводятся итоги конкурса.

6-й конкурс «Загадки-шутки»

Ведущий. Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав преж-де всего о подвохе, скрывающемся в каждом из них. Большинство из них представляет собой очередное упражнение на сообразительность, связанное с особенностями русского языка.

Вопросы для первой команды:

1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)

2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О.)

3. Что находится в начале книги? (Буква «К».)

4. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)

Вопросы для второй команды:

1. Каких камней вы не найдете в море? (Сухих.)

2. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)

3. Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)

4. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)

Подводятся итоги конкурса.

7-й конкурс «Караоке-батл»

Каждой команде дается известная детская песня (минусовка). Жюри оценивает слаженность и красоту исполнения.

Жюри подводит итоги мероприятия. Награждение команд грамотами (на каждую группу)

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Исследование личностных особенностей родителей и воспитанников, влияние семьи на развитие ребенка Анкета для родителей № 1 Фамилия, имя, отчество___ Определите, что является наиболее важным.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Роль семьи в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста» Предпосылкой к успеху развитие речи у детей является создание благоприятных условий в детском саду и дома. Окружающие взрослые - главный.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе детского сада: Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста" Подготовила и провела:.

Сценарий родительского собрания «Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией Организационный момент - столы стоят в разных местах групповой, заготовки закрыты газетами. Родители встречаются с детьми в физкультурном.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста Влияние музыки на речевое развитие детей. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи.

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Цель работы: использование пальчиковых игр, как средства развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста в сфере реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД