МААМ-картинки

Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе»

Твердякова Лариса
Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе»

Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР

«Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте – залог успеха в школе»

Цель: знакомство родителей с результатами диагностики на начало учебного года; знакомство родителей с методами и приемами формирования фонематического восприятия у детей с нарушением речи.

Участники: воспитатели, логопед, родители, воспитанники группы.

Подготовительный этап:

Публикация «Родительское собрание „Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе“» размещена в разделах

1) мониторинг развития детей с ОНР на начало учебного года;

2) подготовка приглашений для родителей и объявления.

Ход собрания

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем родительском собрании. Наступил новый учебный год. Я хочу познакомить Вас с результатами мониторинга развития детей группы на начало учебного года, рассказать о плане работы на год, показать мастер-класс совместной деятельности с детьми по формированию фонематического восприятия в дошкольном возрасте.

На начало учебного года в группе числится 9 человек. В прошлом году выбыли 3 человека: 1 перешел в массовую группу, 1 перешел в другой детский сад, 1 выпустился в школу.

В сентябре 2014 г. уровень речевого развития детей составлял 67%.

В сентябре 2015 г. уровень речевого развития детей составил 73 %.

В сентябре 2014 г. количество детей по уровням составило:

- высокий -1;

- пограничный - 4;

- средний – 3;

- низкий – 1.

В сентябре 2015 г. количество детей по уровням составило:

- высокий - 2;

- пограничный -3;

- средний – 3;

- низкий – 1.

Значительно изменились в положительную сторону показатели импрессивной речи: пассивный словарь, понимание словообразования, понимание связной речи.

Незначительно изменились показатели фонематических процессов: фонематическое воспроизведение, фонематический анализ и синтез, звукослоговая структура слова.

Презентация «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте – залог успеха будущего школьника»

В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Для детей трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким образом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы языка. Это свидетельствует о том, что у детей имеется недоразвитие фонематического восприятия (фонемы – звуки речи). Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.

Учитывая вышеизложенное у детей необходимо развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память, при этом обязательно ориентироваться на этапы слухоречевого развития.

Первый этап – это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками (возраст от 1 месяца).

Второй этап – различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам:

- по громкости (громкий – тихий);

- по продолжительности звучания (долгий – короткий);

- по направлению звука;

- по высоте (высокий – низкий);

- по ритму.

На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости – мягкости, интонации, ритму, направлению звука.

На последнем этапе ребенок дифференцирует (отделяет один от другого, различает) звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.

В современной педагогической, психологической, дефектологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка, т. е. имеет свою фонематическую систему. Фонематическая система – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов.

В русском языке существуют 42 фонемы: 6 гласных, характеризующиеся тремя признаками (ряд, подъем, лабиализация, и 36 согласных, имеющие пять признаков (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облеченных значением) единиц речи — слов, морфем. Так, сочетание фонем [с], [т], [у], [л] составляет слово «стул». В слове «разборчивый» фонемы [р], [а], [з] образуют приставку, фонемы [б], [о], [р] - корень, фонемы [ч], [и], [в] - суффикс и фонемы [ы], [й] - окончание.

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ. Естественный (сенсорно-перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная сторона. Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе искусственного звукового анализа осуществляются основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение последовательности и количества звуков в слове.

Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух», а искусственный – «фонематическое восприятие».

Таким образом, фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

Некоторые игры и упражнения мы с детьми сейчас покажем.

Образовательные ситуации по формированию фонематического восприятия с дошкольниками старшей группы для детей с ОНР.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

Игры на определение наличия заданного звука в слове

1. Поднимите руку на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сом, дождь, ракета, книга, сумка, нос, утка, вата, стул, тигр, картофель, лампа, песок, кусок, топор, автобус.

2. Отберите и назовите картинки, в названии которых имеется звук[н].

3. «Чудо-дерево».

Украсьте дерево игрушками в названии которых имеется звук [к].

4. Вспомнить названия овощей (фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется звук [т].

5. «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается звук [п]. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Игры на вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

1. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: Оля, Анна, Уля, Ир, Аля, Инна.

2. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

3. Отобрать картинки, названия которых заканчиваются звуком [с].

4. Отгадать загадку, найти первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет. Я на ветке сижу

Кто его раздевает, Букву «Ж» все твержу.

Тот слезы проливает. Зная твердо букву эту,

(Лук) Я жужжу весной и летом.

Летом снег! Просто снег! (Жук)

Снег по городу летает. Мягкие лапки,

Почему же он не тает? А в лапках царапки.

(Пух) (Кот)

Дом тенистый тесноват, Что копали из земли,

Узкий, длинный, гладкий, Жарили, варили,

В доме рядышком сидят Что в золе мы испекли,

Круглые ребятки. Ели и хвалили?

(Горох) (Картофель)

7. «Кто больше?»

Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица», на которой изображены предметы звуками [д] или [д]. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

8. «Найди общий звук».

Взрослый называет слова (например, со звуком [с] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

9. «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Определение последовательности и количества звуков в слове

1. «Живые звуки».

Взрослый предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и взрослый приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

2. «Угадай-ка».

а. Угадать, какое слово получиться из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

б. Угадать, какое слово получиться из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

3. «Пирамида».

Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды - пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех

Предметные картинки: кошка, песок, сумка, маска, книга; коса, весы, мост, стул; сыр, дом, суп.

4. Отобрать картинки, в названии которых 3- 4 звука.

5. Придумать слово, в котором 4 звука.

В завершении нашего собрания хочу получить оценку эффективности нашей с детьми деятельности по формированию фонематического восприятия. Какие игры и упражнения вам понравились? Доступны ли они были детям и возможно ли их применять в домашних условиях? Что показалось не понятным и требует дополнительных разъяснений? Спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Договори словечко» («Ёлочка»). Игра-шутка на формирование фонематического восприятия. Классическими задачами формирования фонематического восприятия являются: - узнавание неречевых звуков; - различение высоты, силы, тембра.

Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни».Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни». Уверенный в себе человек - это человек, который принимает себя. Каково же это представление о самом себе? Родители должны ориентироваться.

Родительское собрание «Адаптация первоклассников в школе» Последнее родительское собрание провожу для родителей детей подготовительной группы (выпускников). Посвящаю его вопросам адаптации к школе.

Родительское собрание «Речевая готовность к школе» Актуальность и значимость выбранной темы мероприятия В наше время большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте»Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Задачи: • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; •.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Родительское собрание в старшей группе «Дружная семья — залог психологического здоровья ребёнка» Цель. Приобщить родителей к созданию психологического комфорта в семейном общении; повышать педагогическую культуру родителей; обмен опытом.

Родительское собрание «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» План: 1. Вступительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия в дошкольном возрасте — залог успеха в школе»
Опубликовано: 22 января 2017 в 16:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД