Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»

Людмила Геннадьевна Костина
Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»

Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке.

Ход.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий);

- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);

- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

- запах – приятный, неприятный, цветочный;

- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

4. Игра с мячом «Какая посуда»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан,

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат).

6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.

Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

8. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало)

9. Игра «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

Методические рекомендации.

В нашей группе создана картотека игр на формирование грамматического строя речи. Если у вас возникнет желание, можете брать карточки с играми и упражнениями и играть с детьми в домашних условиях. Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М. : АПО, 1996. - 417с.

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.

3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. : Айрис-пресс, 2005 – 224с.

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Найди отличия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»
Опубликовано: 10 марта 2013 в 20:11
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Петушок» — елочная игрушка. Мастер-класс из бросового материала.
В предыдущей своей публикации я представила петушков для оформления группы к Новому году. Сегодня хочу продолжить «петушиную» тему в совместной деятельности...
Как мы поздравили наших мам!
От всей души хочу поблагодарить мою коллегу и большого друга из далекого поселка Вострецово на берегу Охотского моря Елену Альбертовну Кандакову за...
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...