Родительское собрание «Детская игрушка — «зеркало» воспитания»

Наталья Геннадьевна Малышева
Родительское собрание «Детская игрушка — «зеркало» воспитания»

Форма проведения собрания: тренинг.

Цель:

1. Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:

1. Сообщение на тему: «Игрушка. Игра».

2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

3. Советы «Какую игрушку выбрать?»

4. Игра «Какие мы родители?»

Подготовительная работа:

1. Игры и игрушки: предметно-практические, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические.

2. Подбор комплекса пальчиковой гимнастики для физкультминутки с родителями: «Здравствуй!», «Карандаш».

Ход встречи:

Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва

Вопрос №1.

В. А.  сухомлинский:
"Пусть ребенок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей"
Вряд ли мы задумываемся, кто и когда слепил первый снежок, придумал кататься с горки на санках, сделал первую куклу. Но первые из известных кукол – египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире.

Кони-свистульки были связаны с календарными праздниками начала полевых работ. Петушок считался сакральной птицей отгоняющей злых духов. Вспомните петушка из русской сказки «Лиса и заяц». Куклы также наделялись множеством символических значений. Куколка в русской сказке «Василиса Премудрая» - это куколка-оберег.

Барби и современная Монстр-Хай типична, она лишена индивидуальности и есть у каждой девочки. Барби существует только в окружении своих вещей, и чем их больше, тем лучше. Такие куклы формируют менталитет обывателя-потребителя, и не приучают детей к труду и рукоделию.

В настоящее время в Александровском дворце осуществляется проект воссоздания коллекции игрушек детей императора Николая II под руководством С. Пчельниковой. Куклы великих княжон были в основном фарфоровые немецкого производства. К ним прилагалось полное приданное, и служили такие куклы больше как предмет роскоши, а не для забавы. Младшие девочки разглядывали кукол, часто не решаясь к ним прикоснуться) такие они были красивые. Но ситуацию мудро исправляла их мать Александра Федоровна. Императрица приучала дочерей шить и вязать одежду для кукол, внося в игру необходимые элементы творчества и привычки к труду.

Итак, народная игрушка – это целая история.

Конечно, не стоит заменять у современных детей фабричные игрушки на народные и самодельные. Народные игрушки являются скорее сувенирами, т. к. не соответствуют таким критериям психолого-педагогической экспертизы как прочность и долговечность. С такими игрушками ребенок не может купаться, их, как правило, нельзя вымыть, если они запачкались, они легко ломаются, а кукол нельзя переодеть в другую одежду. Но такие игрушки обязательно должны присутствовать при воспитании ребенка.

Игра - деятельность непродуктивная, ее целью является сам игровой процесс. Но какой бы ни была игра и ее правила, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание и Культура не могут быть прямо и однозначно переданы ребенку. Ребенок впитывает их в процессе игры.

Игрушка является неотъемлемым атрибутом игры, и ее не случайно называют «зеркалом воспитания и культуры». Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

А. С. Пушкин:
Охоты властвовать примета,

С послушной куклою дитя

Приготовляется шутя

К приличию – закону света,

И важно повторяет ей

Уроки маменьки своей

Современные исследования показали, что в игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности и верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Надо помнить, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над происходящем в игре. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И потребность в ней нужно удовлетворить не потому, что «делу время, потехе час», а потому, что играя, ребенок учится и познает мир. Она пронизывает всю жизнь ребенка.

В. Шекспир

Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

"Что наша жизнь? - ИГРА!"( "Пиковая дама")

Дети играют в сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные, дидактические. Самые любимые игры детей – это театрализованные. Эти игры пользуются большой популярностью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Смеются вместе с героями, грустят, всегда готовы прийти на помощь. Используя театрализованные игры, мы развиваем у детей речевые навыки театрального исполнительства:

Формируем дружеские взаимоотношения,

Развиваем творческие способности,

Развиваем нравственно – этические качества,

Развиваем память и воображение.

Вопрос №2.

1. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

Обобщение воспитателем:

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В дошкольном возрасте, как игрушка, так и игра становятся средствами воспитания и развития. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Не стоит забывать об эмоциях. Они помогают переживать сложившуюся ситуацию в игре.

Обращаясь снова к вопросу «Нужно ли руководить игрой ребёнка?» уже в старшем и подготовительном к школе возрасте, можно пересмотреть свой взгляд – предложив поиграть ребенку с новой игрушкой, надо понаблюдать за началом игры: как ребенок воспринимает новую забаву, возможно, он найдет и другой подход к ней. Следует дать волю воображения своему чаду.

Вопрос №3.

1. А теперь я вам предлагаю одну из пальчиковых игр детей. (Комплекс пальчиковой гимнастики для физкультминутки с родителями: «Здравствуй!», «Карандаш»)

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(дети пальцами правой руки очереди «здороваются» с по пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев)

(переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

Карандаш

Всё нарисует карандаш, держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство – это и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.

4. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

Развивающие игры - (в наличии)

6. Вы видите, какое большое количество разнообразных игр. Какую же выбрать? Как правильно выбрать игрушку?

Советы по правильному выбору игрушек для ребенка - безопасность, привлекательность, познавательность.

Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка.

Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно использовать и другие игрушки-самоделки, они имеют большое воспитательное значение. Главное – общение с ребенком! А как, если только не через игру?

Вопрос №4.

Игра-задание «Какие мы родители?».

Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку:

Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета,

Если не всегда, то – желтого цвета,

Никогда – синюю.

Вопросы:

1. Вы каждый вечер уделяете время на игры с ребенком.

2. Слушаете рассказ ребенка об играх в детском саду.

3. Знаете любимую игру и игрушку своего ребенка.

4. Объясняете правила обращения с игрушкой, правила игры.

5. Часто дарите ребенку игры и игрушки.

6. Ремонтируете сломанную игрушку вместе с ребенком.

7. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, то игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами. Ведь игра – самое прекрасное и интересное в жизни ребенка.

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

3. Организовать семейные экскурсии по интересам детей

4. Принимать активное участие в жизни детского сада

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Публикации по теме:

Организация семейного клуба в ДОУ. Презентация работы клуба в нашем детском саду. Рекомендации по организации клуба. Итоги работы клуба молодых родителей в ДОУ. Первый этап:.

Презентация к родительскому собранию «Игра в жизни ребенка» во 2 младшей группе в форме игрового практикума. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Домашние птицы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Родительское собрание «Детская игрушка — «зеркало» воспитания»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 13:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...