Получи документы

Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»

Наталья Щевелева
Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Родительское собрание

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»

Авторская разработка.

Воспитатель:

Щевелева Наталья Владимировна

2016 учебный год

Санкт-Петербург

Публикация «Родительское собрание на тему „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора“» размещена в разделах

Цель родительского собрания : Познакомить родителей с формами и методами приобщения детей к малым формам фольклора.

Воспитатель:

Здравствуйте уважаемые родители и наши гости! Тема нашей тематической встречи «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». Старая поговорка гласит «Все новое – хорошо забытое старое».

На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с его культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был научит понимать и удивляться.

День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки, колыбельные песни, русские народные песенки, потешки, прибаутки, пестушки, загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки.

Слово ФОЛЬКЛОР в буквальном переводе с английского означает «Народная мудрость».

Воспитатель: Загадки – одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений

Воспитатель: Отгадайте русские загадки, найдя отгадку в избе.

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча»

Родители : Это печь.

Воспитатель: Как вы догадались?

Родители : Печь сделана из кирпича, когда холодно её топят, а когда на улице жарко она стоит холодная.

Воспитатель:

«Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – щи, да ложки»

Родители : Это стол, потому что на верху крышка, а под ней 4 ножки, а на крышке ложки.

Воспитатель:

«Кривая собака в печку глядит»

Родители : Это кочерга, потому что ручка, как хвостик у собаки а наконечник как морда и все время что то хочет найти в печке.

Воспитатель:

«Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает?»

Родители : Это ухват, так как верх ухвата похож на рога, и помогает достать еду из печки.

Воспитатель:

«Он большой, тяжёлый, черного цвета, сделанный из металла.»

Родители : Это чугунок, потому что он тяжелый и черного цвета.

Воспитатель: Потешки - песенки сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.

«Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят, да ягнят

Еще маленьких ребят»

«Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали – не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко»

Воспитатель: А, какие вы знаете потешки, которые можно использовать во время умывания, трудовой деятельности и когда укладываем ребенка спать?

Родители :

«Водичка –водиченька,

умой мое личико!

Что бы щёчки алели,

Что бы глазки блестели,

Что б смеялся роток,

Что б кусался зубок!»

«Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок,

Приди, Котя, ночевать,

Мою детку покачать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока»

«Алёнка – маленка шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело»

Воспитатель: А теперь предлагаем вам поиграть с нами в игру «Волшебная корзиночка» Посмотрите, какая у меня в руках волшебная корзиночка, но она закрыта. Как нам с вами узнать, что находиться в этой корзиночке не открывая её?

Родители : Потрясти, посмотреть через щелочки, понюхать.

Воспитатель: Потрясите, как вы думаете, что там находиться.

Родители : Какие-то предметы.

Воспитатель: Посмотрите через щелочки, что вы видите?

Родители : Клювик красненький и кругленькие зелененькие глазки.

Воспитатель: Понюхайте.

Родители : Деревом и лаком.

Воспитатель: Открываем корзиночку. Заглядываем в неё, достаем игрушку и рассказываем про неё потешку.

Родители :

«Идет коза рогатая,

идет Коза бодатая.

Ножками топ-топ,

глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт –

Забодает! Забодает! Забодает!.»

«Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила,

- Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!»

«Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла? На речку!

Курочка-рябушечка

Зачем ты пошла? За водичкой!

Курочка-рябушечка

Зачем тебе водичка? Цыпляток поить!

Курочка-рябушечка

Как цыплятки просят пить? Пи, пи, пи.»

Воспитатель: Пестушки – термин произошёл от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их – забавлять, потешать, успакаивать, отвлекать, ласкать ребенка.

«Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!»

«Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.»

«Сова – совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплы рукавички!»

Воспитатель: Колыбельные песни – по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Воспитатель: А сейчас давайте вместе с вами споём русскую народную колыбельную песенку «Ай, качи-качи-качи…»

«Ай, качи-качи-качи…»

«Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи, Нам остаалися Бара – а-а-ночки!» Изобразить кистями рук, опущенными вниз движение покачивания воображаемой люльки. Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки.

Перекидывать из одной руки в другую воображаемый пирожок.

Руки поднять в стороны и изобразить полет птицы.

Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки…

Воспитатель: Поговорки и пословицы - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни, во всем его многообразии и противоречивости.

Воспитатель:

«Хлеб – всему голова»

«Хлеб да каша – пища наша»

Воспитатель: Расскажите, а какие вы о хлебе знаете поговорки?

Родители :

«Худой обед – если хлеба нет»

«Хлеба ни куска, так в горнице тоска»

«Хлеб, дар божий, отец – кормилец»

«Хлеб – батюшка, отец – матушка»

«Береги хлеб для еды»

Воспитатель: Приглашаем поиграть в русскую народную игру «Мы варили суп»

«Мы варили суп» (Е. Благина)

«Мы варили суп – суп Из перловых круп-круп. Получилась каша-

То-то горе наше. Замесили тесто,

А оно ни с места.

Замесили на дрожжах – Не удержишь на вожжах!»

Раз, два, три – лови! Хлопки ладошками по коленкам.

Хлопки ладонями.

Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.

Схватиться за голову.

Сжатые кулачки выполняют движение замешивания теста.

Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.

Сжатые кулачки выполняют движения замешивания теста, идя в середину круга. Руки вперед, медленно отходя назад. Водящий ловит детей.

Воспитатель: Сказки – каждому жанру русского народного творчества присуща своя поэтическая форма. Сказка отличается от родственных ей устных жанров фольклора тем, что она не поется, а рассказывается, имеет прозаическую форму. Своеобразие содержания определяет их различия в манере рассказывания, в языке.

Воспитатель: У каждого из вас на столах лежат развивающие игры на русские народные сказки. Посмотрите внимательно – одним надо будет собрать пазлы, соблюдая последовательность содержания сказок, а другим собрать картинку по эпизодам из сказок. (Родители приступают к выполнению задания.)

Воспитатель: В развивающих играх развивается не только память, внимание, логическое мышление, мелкая моторика рук, но и связная речь. Расскажите сказку, которую вы составили собирая пазлы или картинку по эпизодам.

Воспитатель: Несмотря на свою занятость, старайтесь уделять хотя бы 5 минут перед сном, что бы рассказать ребёнку сказку и тем самым поддержать интерес детей к русскому фольклору.

Воспитатель: Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытиё?

До свидание!

До новых встреч, в нашей уютной, светлой и теплой горнице.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и литературных произведений Выступление на семинаре 08.10.2015 г. Воспитатель Сафронова А. Н. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», воспитатели.

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное.

Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста. (в методическую.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе» Педагогический проект: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе через знакомство с произведениями устного.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Оно воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт)Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт) Недавно в нашей первой младшей группе прошло родительское собрание в необычной форме. В собрании принимали участие дети нашей группы. Цель.

Родительское собрание в первой младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Цель: • Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков; • Заинтересовать проблемой;.

Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей» Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка» Подготовительная группа Цель: Расширение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 16:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД