Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР»

Елена Белослудцева
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР»

Цель: приобщение родителей к образовательному процессу. ознакомление с методами и приёмами обучения и развития детей.

План.

1. Открытое логопедическое занятие по теме: Звуки Ы - И "Дикие животные наших лесов"

2. Понятие о фонематическом слухе.

3. Роль родителей в преодолении фонематических нарушений речи у дошкольников.

Логопедическое занятие по теме: Звуки Ы - И "Дикие животные наших лесов"

ЦЕЛИ:

1. Закрепить умение различать звуки [Ы] - [И] изолировать, в слогах, словах, предложениях.

2. Развить речевое внимание, фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику.

3. Воспитывать активность на занятии.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация.

Оборудование:картинка на которой изображен взрослые дикие животные и лисёнок; 4 зайчика отличающихся друг от друга цветом шерсти, глаз, цветом шарфиком на шее; зеркала; картинки волка и волчонка; схемы анализа артикуляции звуков; схема характеристики звуков; две мордочки лисёнка: одна с широкой улыбкой, другая с узкой; былые силуэты, изображающие: дым, рыбу, быка, мышь, кита, иглу, избушку, индюка; картинки на которых изображены действия: выть (воет волк, мыть (руки с мылом, рыть (лапки роют норку); два снежных кома из-за которых выглядывают волчьи и лисьи лапы с ушами;трафареты и шаблоны: лисы, лисёнка, волка, волчонка, зайца (по количеству детей).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент

Сегодня я вам буду рассказывать сказку, а про кого узнаете сами, определив кто лишний на моей картинке (детям предлагается выделить детёныша, среди взрослых диких животных). ("Лишний лисёнок, потому что он маленький, остальные животные взрослые. ")

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и логического мышления

Однажды, зимним утром лисёнок вылез из своей норки и увидел зайчонка с голубыми глазами. Найдите среди этих зайчат того, кого встретил лисёнок (Детям показывается изображение зайцев, отличающихся цветом шарфиков на шее, цветом шерсти и глаз).

- Почему вы выбрали именно этого зайчонка? ("Потому что у него голубые глаза и он белого цвета. ")

- Почему зайчик должен быть белого цвета? ("Потому что зайцы зимой белые. ")

3. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

(Указательный палец правой руки «перескакивает» с одного на другой

палец, широко раскрытой левой руки. Смена рук.)

4. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Подружились зайчонок и лисёнок, стали вместе играть. Им было очень весело. Они то улыбались (упражнение "улыбка",

то хохотали (упражнение "заборчик").

То поднимали, то опускали свои ушки (упражнение "качели").

То скакали, как лошадки («лошадка»).

Потом построили горочку («горочка»,

и с удовольствием с неё скатывались («катушка»,

на ледянках («лопаточка»).

5. Упражнение на развитие длительного ротового выдоха.

Потом наши герои погрели свои лапки. Сделаем вдох носом и длительный выдох на ладони ртом.

6. Упражнение на развитие высоты голоса.

Вдруг они увидели волка с волчонком.

Волк учил своего детёныша выть: «Ы - Ы - Ы» (низким голосом) выл волк. (Дети повторяют:«Ы-Ы-Ы»)«И - И - И» (высоким голосом) пищал волчонок. (Дети повторяют: «И - И - И») У него никак не получалось выть по правилам.

7. Сравнительный анализ артикуляции и характеристика звуков [И], [Ы].

- Когда вы изображали волка и волчонка, что делали ваши губы (Улыбались.)

- Какая улыбка шире, при произношении звука [И] или звука [Ы]? (При

произношении звука [Ы] улыбка шире.)

- А когда говорим [И] улыбка. (уже)

- Вам что-нибудь мешает произносить [Ы] или [И]? (Нет)

- Как называем такие звуки? (Гласные)

- Каким цветом их обозначаем? (Красным)

- Так значить чем похожи звуки [Ы] и [И]? (Они оба гласные)

-Чем отличаются? (Когда говорим [И] улыбка узкая, а когда говорим [Ы]

улыбка широкая.)

- Лисёнок попробовал повторить эти звуки. (Детям показываются изображения мордочек лисёнка с разным положением губ)

- Угадайте какой звук он произносит. (Дети определяют звук по артикуляции)

8. Упражнения на развитие фонематического слуха.

- У лисёнка получилось, а теперь вы попробуйте, повторяйте за мной.

Ы-Ы-И-И (Дети повторяют.)

Ы-И-Ы-И

И-Ы-Ы-И

- А какой гласный мы называем «волшебным», потому что он смягчает согласный звук? (Гласный [И])

- Хорошо, слушайте внимательно, повторяйте,да не ошибитесь:

пи-пы-пы

пи пы пи пы

ти ты ты ти

ты ти ти ты

9. Упражнение на развитие умения согласовывать речь с движением.

- Тут прибежали братья зайчонка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

10. Упражнение на выделение последнего звука в слове.

Убежали зайцы, и зайчонок с ними. «До свидания!» - крикнули друг другу зверюшки. Тут откуда ни возьмись волчонок появился и просит лисёнка научить его его выть. "Хорошо, тогда поиграй со мной в игру. " И они стали играть. Давайте и мы поиграем. (Игра с мячом)

- У детёнышей лапки, а у животных. (лапы)

- У детенышей зубки, а у животных. (зубы)

- У детенышей спинки, а у животных. (спины)

- У детенышей головки, а у животных. (головы)

- У детенышей хвостики, а у животных. (хвосты)

- Какой последний звук в названиях частей тела взрослых животных вы услышали? (Звук [Ы])

- Какой последний звук в названиях частей тела детенышей? (Звук [И].) Так пока играл, волчонок и не заметил как научился выть.

11. Упражнение на выделение звуков [И], [Ы] из слов.

(На доске белые силуэты предметов, в названиях которых есть звуки [И], [Ы].)

- Посмотрите, сколько снежков слепили лисёнок и волчонок. Лисёнок лепил снежки со звуком [И], а волчонок со звуком [Ы]. Проведите линии от снежка к тому, кто его лепил. (Дети проводят на доске мелом линии, объясняя свои действия: "Дым, слышу звук [Ы], провожу дорожку к волчонку. Кит,слышу звук [И], провожу дорожку к лисенку.)

12. Закрепление произношения звуков [Ы], [И]в словах.

- Тут пришли. (показ картинки) родители детенышей - Волк и Лиса. Но узнать детей не смогли. Что же случилось? Оказывается, зверята так весело. (картинка) (Дети: "Выли").

В снегу лапки. (картинка) (Дети:"Мыли")

Норки. ("Рыли")

Все в снегу. ("Были", что не заметили как снег их облепил.

13. Закрепление произношения звуков [Ы], [И] в предложениях. Но вдруг из двух снежных комьев показались чьи-то уши и лапы. Вы узнали чьи? (Это лисьи уши. Это лисьи лапы. Это волчьи лапы. Это волчьи уши.)

- Родители сразу узнали своих детенышей и повели их домой поить горячим чаем.

14. Итог занятия.

- Понравилась вам сказка?

Тогда нарисуйте, пожалуйста, рисунки о том, что понравилось больше всего. Используйте вот эти трафареты и шаблоны. (Выдаются шаблоны и трафареты диких животных: лисы, волка, лисёнка, волчонка, зайчонка)

Понятие о фонематическом слухе.

Сегодня речь пойдет о способности человека различать звуки речи, то есть о фонематическом слухе.

Именно фонематический слух позволяет:

•Распознавать звук в речевом потоке (в слове ваза есть звук [3])

•Различать слова состоящие из одних и тех же фонем, расположенных в определенной последовательности. (сосна -насос).

•Различать слова - паронимы (отличные одним звуком: коза - коса, бочка - кочка - дочка - точка)

В норме у детей тонкое различие звуков на слух начинает развиваться с 11-12 месяцев. Уже на третьем - четвертом году жизни ребёнок замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребёнок неправильное произношение доводит до нормы.

У детей с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением и трудности в звукоразличении. Когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук, СЬ заменяет звуки С, Ш, Ц, Ч,Щ).

Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (Ф или Т заменяют группу свистящих или шипящих, звук И - звуки Л, Р).

У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по - разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов - перестановки, сокращения и замены звуков и слогов. У некоторых дошкольников наблюдаются нечеткое произношение звука Ы, недостаточное озвончение согласных Б, Д, Г в словах и предложениях, замены и смешения звуков К, Г, X, Т, Д, ДЬ, Й.

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отличается при выполнении заданий на узнавание звука, придумывании слова на заданный звук.

Роль родителей в преодолении фонематических нарушений речи у дошкольников.

Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно. И в этой работе важную, активную роль могут сыграть родители, упражняя детей в имитации слогов, в распознавании дефектных произношений, в уточнении артикуляции звуков, в выделении звуков среди слогов, слов, предложении. Остановимся на этих вопросах подробнее.

1). Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов. Этот метод способствует развитию умения слушать и слышать речевой материал, исключает избыточную информацию, смысловую догадку. Сначала используются слоги типа согласный - гласный - согласный (ГЕК, ТЕТ, БЕК, С АХ.); согласный - согласный - гласный (ШТА, ТМА, БВА.) и другие более сложные сочетания. Для домашних занятий подойдут любые игрушки. Сконструируйте для ребенка волшебную страну и разучивайте язык её жителей. Вы называйте слоги, ребенок повторяет. Если он неправильно воспроизводит предъявленный слог, волшебный человек убегает. После того как ребенок исправит свою ошибку волшебный житель возвращается. Игра продолжается.

2). Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

Сначала следует научить ребенка распознавать дефектное произношение, отличающееся от собственного, в чужой речи. Этому способствует игра: «Капризный телефон». Взрослый объясняет ребенку: «Сейчас я буду звонить тебе по телефону и рассказывать, что у меня есть. Только вот телефон иногда капризничает. Если телефон работает хорошо то ты услышишь, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то ты услышишь, что не все звуки произнесены правильно и положишь трубку, чтобы снова позвонить.

Таким же образом необходимо ребенка научить распознавать дефектное произношение, аналогичное собственному, в чужой речи.

(Продолжение следует)

Публикации по теме:

План работы с родителями детей подготовительной группы по повышению уровня знаний о психологической готовности к школе Опыт работы Цель: Повышение уровня знаний родителей в вопросах психологической и физической готовности ребенка к школе. Воспитатель.

План работы с родителями во второй младшей группе Цель: содействовать укреплению связей ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сентябрь. 1. Индивидуальные.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 22:08
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...