Получи документы

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ»

Лариса Михеева
Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ»

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе».

Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям будущих первоклассников.

Публикация «Родительское собрание „Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ“» размещена в разделах

В разработке раскрываются ключевые психологические аспекты готовности детей к обучению в школе.

В разработке описаны примеры проявления школьной дезадаптации и предложены пути их решения.

Цель собрания : Выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи собрания :

1. Раскрыть содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе».

2. Сформировать представление о проблемах психологической готовности к обучению.

3. Активизировать интерес родителей, взаимодействующих с детьми предшкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Материалы и оборудование: презентация, рисунок дерева, выполненный на ватмане, “листочки” из зелёной бумаги (по числу родителей, “капельки” из голубой бумаги, буклет «Советы родителям будущих первоклассников» на каждого участника, список качеств ребёнка – первоклассника, анкета «Психологическая готовность к школе».

Ход собрания

I. Знакомство-приветствие.

Слайд 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о психологической готовности ребёнка к школе, её компонентах, познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательная.

Игра-приветствие «Давайте познакомимся».

Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка – солнышко. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке, а также на какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече.

II. “Психологическая готовность ребёнка к школе” – раскрытие понятия.

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.

Практическое задание №1.

Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, психолог обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.

Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту психологической готовности.

Слайд 2. Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Если Вы – мама будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать.

Слайд 3. Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать? Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Слайд 4. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 5. Составляющие психологической готовности :

- Интеллектуальная готовность;

- Личностно-социальная готовность;

- Мотивационная готовность;

- Эмоционально-волевая готовность.

Слайд 6. Интеллектуальная готовность. Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Слайд 7. Личностно-социальная готовность. Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Слайд 8. Мотивационная готовность. Познавательный интерес, желание узнавать, что-то новое. Сформированность положительного отношения: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Слайд 9. Эмоционально-волевая готовность.

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Формированию этих качеств поможет игра! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

А теперь предлагаю вам разделиться на две команды. Давайте представим себе некоторые ситуации, которые могут возникать во многих семьях, обсудим их и может, выделим из них что-то для своего личного опыта.

Слайд 10. Мама Коли (6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе. Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.

Решение. Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Слайд 11. Костя (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Кости сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Кости в школьном классе. Дайте советы.

Решение. Попав в коллектив класса, Костя столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Косте будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители, воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

Слайд 12. Ребенок во время непосредственно образовательной деятельности невнимателен, вертится и выполняет только то, что ему хочется. Сделайте прогноз его успеваемости в школе. Дайте советы.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Натренировать произвольность нельзя! Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Саморегуляция – основа готовности к школе!

Слайд 13. Психологически готовый к школе ребенок.

-Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).

-Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

-Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

-Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Слайд 14. Психологически не готовый к школе ребенок.

-Проявляет мало инициативы

-Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

-Не может сосредоточиться на занятии, часто отвлекается.

-Не может включиться в общий режим работы группы.

-Тяготеет к шаблонным действиям и решениям.

Слайд 15. Работоспособность ребенка во время занятий.

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.

Слайд 16. Возраст поступления в школу

В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Слайд 17. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет.

Слайд 18. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

-ребенок должен: знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

-знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

-знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

-ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне;

-знать основные геометрические фигуры;

-иметь представления о природных и погодных явлениях;

-знать основные цвета;

-знать понятия «право-лево»;

-знать названия популярных видов спорта, названия профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

-уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

-знать основные праздники;

-уметь рассказать, чем он любит заниматься;

-самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу

Слайд 19. Интеллектуальное развитие.

В этой области ребенок должен уметь:

-решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

-находить лишний предмет в группе;

-добавлять в группу недостающие предметы;

-рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

-группировать предметы по признаку и называть его;

-восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);

-раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слайд 20. Слух, зрение, внимание, память, речь. Здесь дошкольнику нужно уметь :

-находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

-точно копировать простой узор;

-описывать по памяти картинку;

-запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

-писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

-прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

-пересказать услышанный рассказ;

-составлять рассказ по картинке!

Слайд 21. Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Слайд 22. При любом уровне готовности к школе ваш ребенок будет принят в 1 класс. Но о возможных последствиях родителям нужно думать заранее.

Слайд 23. Хотелось бы дать родителям несколько советов. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

Слайд 24. И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Психолог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам). Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд!

Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

- Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос: “Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким-либо делом, не зная, зачем он это делает?” (родители высказываются).

– Конечно, нет. Тогда скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же?

В ходе рассуждений психолог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения.

Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового.

Слайд 25. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Родители должны придавать ребенку большое значение образованию, положительно отзываться об образованных людях, прививать любовь к чтению, говорить ребенку о том, что они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае.

Ребенок будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для него более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе, о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределё нно-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”.

Буклет для родителей. Некоторые приёмы создания положительной мотивации мы изложили для вас в буклете «Советы родителям будущих первоклассников» (Раздаем родителям).

Слайд 26. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний.

Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения.

Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником.

Слайд 27. Необходимо развивать у ребенка умения управлять своими эмоциями, настроением и контролем над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.

Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”. Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

Доска с деревом. А теперь, давайте вновь вернёмся к нашему дереву. Дерево этот наш с вами ребенок. В школу, как вы сами написали и пояснили нам он должен пойти – здоровым, с определенным багажом знаний, умеющим общаться и т. д. Конечно, для того, чтобы дерево зацвело и принесло плоды - хорошие знания, его необходимо поливать и удобрять почву под ним, а драгоценной влагой для нашего дерева будет служить - поощрение, похвала, уважение (общение на равных, поддержка, снятие запретов, исполнение заветных желаний, расширение прав (психолог прикрепляет к доске вокруг “дерева” капельки с напечатанными на них способами стимулирования ребёнка).

И в заключении, хочется сказать, ваши дети впитывают в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые вы демонстрируете. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Слайд 28. Таким образом, мы рассмотрели все компоненты психологической готовности к школе. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Родителям предлагается «Анкета для родителей, будущих первоклассников».

Слайд 29. Над развитием основных психических компонентов мы работаем по проекту «Развитие эмоциональной сферы дошкольников старшего возраста». Форма проведения – индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Публикации по теме:

Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Речевая готовность ребенка к школе» Наиболее значимым для ребенка 7 лет является.

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет)Родительское собрание старших групп «Психологическая готовность к школе» (фотоотчет) Очень важно понимать готов ли ребенок старшего дошкольного возраста к школьному обучению, и какими качествами необходимо обладать будущему.

Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и.

Региональный компонент. Родительское собрание для родителей и детей подготовительной к школе группы «По имени и житьё» Задачи: пробудить интерес к отечественным традициям, связанным с имянаречением, расширить представления об именах, их значении, продолжить.

Родительское собрание «Готовность детей к школе» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним.

Родительское собрание «Речевая готовность к школе» Актуальность и значимость выбранной темы мероприятия В наше время большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической.

Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе»Родительское собрание в дошкольной группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Родительское собрание в дошкольной группе. Тема "Психологическая готовность ребёнка к школе". Цель: Создание эмоционально- положительного.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ»
Опубликовано: 22 января 2017 в 15:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД