Лучший педагог года

Родительское собрание «Семинар-практикум «Грамматический строй речи»

Любовь Исакова
Родительское собрание «Семинар-практикум «Грамматический строй речи»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкра.

Родительское собрание

«Семинар-практикум по теме «Грамматический строй речи».

Воспитатель:

Исакова Любовь Валентиновна.

г. Сыктывкар

Здравствуйте, уважаемые родители (законные представители!

Публикация «Родительское собрание „Семинар-практикум „Грамматический строй речи“» размещена в разделах

Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести семинар-практикум по теме «Грамматический строй речи». Проведение данного семинара считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития речевой функции.

Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё.

Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей :

Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.

Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

Исправление грамматических ошибок.

Приемы формирования грамматически правильной речи :

Создание проблемных ситуаций.

Подсказ нужной формы.

Исправление ошибок.

Вопросы подсказывающего и оценочного характера.

Привлечение детей к исправлению ошибок.

Напоминание о том, как сказать правильно.

Приемы обучения грамматическим навыкам :

Образец.

Объяснение.

Напоминание.

Сравнение.

Повторение.

Методы формирования грамматически правильной речи :

Дидактические игры

Игры – драматизации

Словесные упражнения

Рассматривание картин

Пересказ коротких рассказов и сказок

Задачи для обучения грамматического строя речи во второй младшей группе:

Совершенствование грамматической структуры речи;

Формирование умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами;

Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам;

Использовать в речи предлоги;

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысонька, куда пошла?»)

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

-общение взрослых и детей (дома, на улице, в детском саду – допущенную ребёнком ошибку повторять не следует, необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его);

-культурная языковая среда, речь взрослого (речь родителей и воспитателей должна быть чёткой, выразительной, неторопливой - понятной детям, так как дети усваивают г. с. р. практически, путём подражания речи взрослых);

-обучение во время НОД (на всех, не только на НОД в области «Коммуникация»);

-художественная литература и различные виды искусства (музыка, театр).

Отсюда видно, что работа по развитию грамматического строя речи (и всей речи в целом) должна идти не только в детском саду, но и дома. Она осуществляется в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов, единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь). Спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим). Образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся - умывается, оделся - одевается). Для этого проводятся разнообразные игры (“Летает - не летает”, “Кто что делает?”).

Рассмотрим некоторые специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием. Вы сейчас будете детьми, а я вашим воспитателем и я приглашаю вас со мной поиграть.

1. Игра. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто, где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну, раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: ” Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!»

Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.

2. Игра «Кто что делает?»

Мама говорит: «Давай с тобой поиграем в игру „Кто что делает“. Я назову тебе слово, а ты мне расскажешь, что этот предмет делает. «Ветер».

Малыш скорее всего ответит одним словом: «Дует».

Можно спросить: «Что еще делает?»

Затем предложите ребенку вам сказать любое слово, а вы постарайтесь дать полный ответ, что может этот предмет делать. Чем полнее и красноречивее будете вы, тем быстрее ваш малыш расширит свой словарный запас.

Постепенно, повторяя за вами определения и называя глаголы, ребенок будет давать более полные и интересные описания того или иного явления, размышлять над назначениями предметов и явлений. Например:

«Солнце! Что оно делает?»

Ответ: «Светит».

«А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?»

Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Спросите, что делает дерево, дом, машина, кошка, комар, лягушка, облако, варежка и т. д. Через некоторое время можно повторить эту же игру, но наоборот:

Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?

3. Кто что умеет делать”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

4. “Кто назовет больше действий”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

-- Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

5. “Закончи предложение”

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц - зайчонок - зайчата; сахарница - хлебница). Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел - вышел, пришел - ушел).

Детей знакомят также со способами образования глаголов на материале подражаний (воробей “чик-чирик” - чирикает, утка “кря-кря” - крякает, лягушка “ква-ква” - квакает).

6. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т. д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

7. «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

Основная задача родителей (законных представителей) заключается в том, чтобы не торопить своего ребенка в развитии, не ставить перед ним непосильных задач, обязательно проявлять интерес к занятиям, помогать преодолеть трудности, Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Советы для успешного заучивания стихов и потешек:

1. Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

2. Сначала прочитайте два-три стихотворения.

3. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

4. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

5. Повторите все движения вместе с ребенком.

6. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, а так же руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Грамматический строй речи, основные периоды усвоения речи! Методика развития грамматического строя речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров. Он несковен в общении.

Грамматический строй речи у дошкольников. Создание картотеки игр и упражнений. Инновационные технологии в речевом развитии детей Воспитатель С. Д. Самородова Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое.

Конспект ООД по развитию речи «Птичий двор» в средней группе (грамматический строй речи) Цели: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.

Нетрадиционное родительское собрание в форме игрового практикума «Путешествие в страну Игротеку» Цель: обогащение родительских представлений о развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ознакомить родителей с дидактическими.

Родительское собрание-практикум «Изотерапия»Родительское собрание-практикум «Изотерапия» Не секрет, что в настоящее время психологическое здоровье детей ухудшается. [/b] Те педагоги, которые работают достаточно давно, отмечают,.

Родительское собрание-практикум «Во что играют наши дети?» Родительское собрание-практикум "Во что играют наши дети?" Дата проведения: 15 декабря 2016 года. Форма проведения: беседа с элементами.

Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет» План: 1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей. Ее значимость для успешного физического и психического развития детей..

Родительское собрание (семинар-практикум) Тема: «Мальчики и девочки — они такие разные» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации.

Родительское собрание — семинар-практикум «Учим ПДД весело» ВидеоРодительское собрание — семинар-практикум «Учим ПДД весело» Видео ВВОДНОЕ СЛОВО: Ни для кого не секрет, что всё что ребёнок делает и чему учится в первую очередь идёт из семьи. И понимание и соблюдение.

Семинар-практикум «Эффективное родительское собрание с применением здоровьесберегающих технологий» I. Теоретическая часть. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Семинар-практикум «Грамматический строй речи»
Опубликовано: 3 апреля 2017 в 10:58
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД